А что сделал ты для мира в каждом доме? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
А что сделал ты для мира в каждом доме?

А что сделал ты для мира в каждом доме?

Ужесточение ответственности за сексуальное насилие и педофилию уже, похоже, дело решенное. И, безусловно, нужное. Но чтобы такие преступления стали в стране по-настоящему редкими одних лишь поправок в уголовное законодательство может оказаться недостаточно – надо менять саму стратегию профилактики, а значит переформатировать работу всех госорганов, которые в этом процессе задействованы. И самое главное, в корне изменить отношение общества к насилию.

  • 12 Сентября 2019
  • 510
Фото - Caravan.kz

Тоже чьи-то дети

Своё видение этой проблемы дала Салтанат ТУРСЫНБЕКОВА – член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Последние годы она анализировала и исследовала эту проблему, пытаясь понять причины насилия и агрессии в семье, среди близких друг другу людей.

 — Что в быту, что на улице преступления совершаются не инопланетянами, а обычными людьми, причем почти все они – чьи-то дети, родители и прочие родственники. Домашняя преступность напрямую влияет на рост преступности в целом. Предупреждая агрессию в семье, на корню пресекая противоправные действия дебоширов, мы сможем шаг за шагом прививать нулевую терпимость к насилию в обществе, — считает Турсынбекова.

В 2017 году Генеральная прокуратура запустила проект «Казахстан без насилия в семье». Разработали Дорожную карту. Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК было принято решение утвердить ее только после апробирования каждого мероприятия на деле. В качестве пилотного региона была выбрана Южно-Казахстанская область.

— Вместе с представителями разных госорганов мы изучали причины высокого роста социального неблагополучия и правонарушений в семье. Были в самых отдаленных селах южного региона, на местах оказывали помощь, входящую в компетенции уполномоченных госорганов. Участвовавшие в данном проекте сотрудники центральных органов пришли к выводу, что для того, чтобы государственная инициатива сработала на местах так как надо: в регионы должны выезжать сами разработчики и содействовать их реализации. К тому же надо учитывать, что в районах и сельских округах не все сотрудники местных исполнительных органов имеют достаточный опыт, есть проблема нехватки, оттока кадров, огромный поток документооборота, а порой нет должного профессионализма и желания вникнуть в проблему, — рассказывает Салтанат Турсынбекова.

Но потом Южно-Казахстанскую область расформировали и проект состоялся только в Шымкенте. Для того, чтобы навести порядок в каждой семье, в городе было создано Управления по делам семьи, детей и молодежи, которому из управления образования переданы органы опеки и попечительства, Центры адаптации несовершеннолетних детей, детские дома, из управления занятости и социальной защиты – кризисный центр.

Цель такого новшества — ранее выявление фактов неблагополучия и принятие оперативных мер. У школ, больниц и соцработникам наряду с осуществлением своих прямых функций появилась новая обязанность — не молчать о фактах домашнего насилия.

Но этого, конечно, мало.

Каждому району – по наркологу

 — В последние годы у нас большой акцент был направлен на обеспечение услуг жертвам насилия. В этом направлении работа будет продолжаться. Но ряды жертв будут пополняться, пока мы не начнем «исправлять» домашних агрессоров. Сейчас за бытовое насилие предусмотрен адмарест и штраф. А где здесь профилактика? Мы предлагаем ввести альтернативное наказание – прохождение курса псиихокоррекции, — говорит Турсынбекова.

Чтобы организовать такие курсы, по мнению Нацкомиссии по делам женщин и семьи, не обязательно изыскивать дополнительные средства. Возможно оптимизировать работу служб, которые не дают положительных результатов.

 — У нас есть медвытрезвители. Официально – Центры временной адаптации и детоксикации, на которые выделяются бюджетные средства. Но вся их обязанность – это обеспечить нарушителя койкой на 3 – 24 часа, чтобы тот протрезвел. И тут сразу рождается несколько вопросов. Если он правонарушитель, то почему его не отправить в полицию? А если зависимый – почему не в наркодиспансер? Зачем тратить средства просто на то, чтобы этот человек проспался? – недоумевает Салтанат Пархатовна.

Между тем, например, в шымкентском медвытрезителе работают 7 наркологов. А в некоторых райцентрах Туркестанской области нет ни одного специалиста данной профессии. При этом, согласно анализу Генпрокуратуры, половина всех преступлений в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения, а почти каждый домашний дебошир страдает той или иной зависимостью: наркомания, алкоголизм, игромания.

Моя хата с краю?

 В ближайшее время депутаты мажилиса собираются инициировать поправки в законопроект о профилактике бытового насилия. Члены нацкомиссии – в рабочей группе. Как надеется Салтанат Турсынбекова, многие проблемы новый закон обязательно решит.

 — Очень важно пересмотреть финансирование, поскольку на профилактику домашнего насилия сейчас денег не выделяется. Для этого нужно в Бюджетном кодексе нужно ввести самостоятельную бюджетную программу и определить ее администратором управление по делам семьи, детей и молодежи. Законодательных ограничений для этого нет. В рамках реализации проекта в г. Шымкент мы достигли определенных результатов за счет перераспределения средств и переформатирования неэффективных мер, но все же для работы в масштабах всей страны нужна консолидация сил как местных исполнительных органов, так и уполномоченных министерств, — говорит Турсынбекова.

 Также, по ее мнению, необходимо заново выстроить межведомственное взаимодействие. В существующей практике в системе профилактики бытового насилия в большей степени задействованы министерство внутренних дел, минобр, минздрав и минтруда.

— За последние 10 лет существенные изменения претерпели уголовное, гражданское, административное, процессуальные и другие сферы законодательства. Утвержден ряд государственных программ, стратегий, планов мероприятий. Принятый в 2009 году закон о профилактике бытового насилия содержит общие положения, не оказывающие существенного влияния на исправление ситуации с бытовым насилием. Отраженные в Законе превентивные меры борьбы с насилием не носят системный, комплексный характер. Отсутствие многосекторального подхода, специализированной и целенаправленной стратегии, разрозненность и формальность действий уполномоченных субъектов профилактики — также результат несовершенства законодательства в сфере борьбы с насилием. Не закреплены компетенции, ответственность и алгоритмы действий по выявлению и оперативному реагированию на факты бытового насилия отдельных структур, входящих в систему профилактики правонарушений, да и в принципе список этих органов нуждается в существенном расширении. Надо подключить к работе уполномоченные государственные органы в сфере юстиции, культуры и спорта, религии и гражданского общества, информации и коммуникаций, молодежной политики, — уверена Салтанат Турсынбекова.

Но, как оговаривается спикер, одним лишь законом ситуацию в стране не исправишь. Надо менять отношение к проблеме всех казахстанцев. Каждый из нас должен перестать жить по принципу «моя хата с краю»: предполагаешь нарушение – сообщи куда следует, знаешь как помочь жертве – помоги.

 Вроде бы просто, но на практике далеко не каждый готов «стучать» на соседа, коллегу или родителей одноклассника. У нас не Европа, не тот менталитет. Поэтому в законодательстве пока упор делается на компетенциях госорганов. А там, глядишь, и общество захочет меняться.

НУР-СУЛТАН