80% процентов верующих казахстанок задумывались об отказе от религии - уникальное исследование - Караван
  • $ 515.25
  • 535.91
-8 °C
Алматы
2024 Год
26 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
80% процентов верующих казахстанок задумывались об отказе от религии - уникальное исследование

80% процентов верующих казахстанок задумывались об отказе от религии - уникальное исследование

Сколько раз в месяц верующие казахстанки посещают храмы?

  • 11 Декабря 2018
  • 15581
Фото - Caravan.kz

Как они относятся к политике, браку, абортам и многоженству? Используют ли контрацептивы? В Казахстане проведено первое гендерное исследование “Статус девушек и женщин в религиозных конфессиях Казахстана”. Как признались эксперты, некоторые ответы их о-о-очень удивили! Всё, что вы хотели знать о сексе в исламе, но боялись спросить

Исследование провел ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” при поддержке представительства Фонда Фридриха Эберта в Казахстане, охватив Караганду и Карагандинская область, Шымкент и Туркестанскую область, Павлодар и Павлодарскую область, Семей и ВКО, Уральск и Западно-Казахстанскую область, Астану и Акмолинскую область, Алматы.

– Анкета включала 54 вопроса, опрос проводился на русском и казахском языках, – рассказывает социолог ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” магистр социологии Татьяна РЕЗВУШКИНА. – Конечно, мы волновались, так как понимали: тема – особая, получить доступ к информантам будет сложно. Так и случилось. Нам отказывали, женщины разрывали анкеты, кто-то посчитал их вмешательством в личную жизнь… Но это нормальная реакция, мы ведь опрашивали женщин, которые не просто считают себя верующими, а очень активно ведут себя в религиозных организациях. В исследовании участвовали представительницы 8 религиозных институтов Казахстана – мусульманки, православные, представительницы протестантских, баптистских, буддистских, иудейских и других религиозных общин. Всего мы опросили 1 500 женщин в возрасте от 18 до 63 лет.

В поисках спасения и поддержки

– Первый блок вопросов посвящен рекрутингу в религиозные объединения, – продолжает эксперт. – На вопрос: “Почему вы приходите к вере, что вас мотивирует?” – большая часть ответила, что религия для них – это вера. Самое интересное, что женщины и девушки меньше всего считают религию набором нравственных установок, норм и ценностей, которых должны придерживаться. Как правило, они приходят к вере из-за сложных личных обстоятельств, семейных проблем, тяжелого финансового положения. Проще говоря, в вере ищут спасение, поддержку.

На вопрос: “Что вас в первую очередь привлекает в религии?” – больше всего ответов: возможность совершенствоваться и обрести гармонию, ощущение защищенности.

На вопрос: “Как часто вы посещаете религиозные учреждения?” – женщины и девушки ответили так: 24,3 процента – раз в неделю, 22,2 процента – несколько раз в месяц. И только 4,1 процента – каждый день.

– Пять лет назад я проводила психологическое обследование 120 имамов, с каждым работала индивидуально, – рассказывает президент ОФ, член экспертного совета Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, директор приюта для жертв бытового насилия “ARASHA” Маргарита УСКЕМБАЕВА. – Дело было в июле. Среди прочих вопросов интересовалась: как часто люди приходят в мечеть? Имамы говорили, что в пятницу приходят мужчины, но не всегда. Казалось бы, юг – патриархальный, традиционный. Один из них снял все мои вопросы одним словом – “наукан” (“страда”). Люди на полях работают. У меня тогда разом все мифы развеялись.

Кто же призывает казахстанских женщин, девушек к вере? На первом месте – родители. А уж потом родственники, друзья, одноклассники. Про “внешние силы” ни одна из опрошенных не упомянула.

Соперниц не потерпят

– Целый блок мы посвятили семье, частной жизни, вопросам воспитания детей, – говорит Татьяна Резвушкина. – Например, спрашивали: влияет ли религия на процесс воспитания детей? Большинство опрошенных считают – да, влияет. Очень удивили ответы на вопрос: в каком возрасте необходимо начинать религиозное воспитание детей? 47 процентов считают: это нужно делать до 6 лет.

Мы спрашивали – отличается ли религиозное воспитание мальчиков от девочек? “Да, отличается” – ответили 35 процентов респондентов, “не отличается” – 31 процент. Это говорит о том, что женщины просто не знают, существуют ли специфические нормы, регламентирующие жизнь девочек и мальчиков.

В целом опрос показал: большинству казахстанок вера не разрешает вступать в брак до 16 лет, многие не одобряют ранние браки. Ежегодно в Казахстане регистрируется до 3 тысяч браков с несовершеннолетними

Большинство готовы родить 3–4 детей. Треть опрошенных ответили, что предохраняются от нежелательной беременности. Столько же не предохраняются. К абортам, как и следовало ожидать, относятся отрицательно, как и к многоженству: его поддержали только 9 процентов женщин. Почему же они против двух и более жен, не смогли ответить. Против – и точка!

Да, 71 процент опрошенных считает необходимым религиозную регистрацию брака и 82 процента – регистрировать брак в органах рагса (загс). Женщины стали понимать, что им нужны какие-то юридические гарантии.

80 процентов задумывались об отказе или смене веры

Как же складываются отношения между представителями различных религий в Казахстане? “Спокойными”, “благополучными” их назвали большинство респонденток. “Напряженными” посчитали 7,9 процента, “конфликтными” – 2,8 процента женщин.

– Мы также оценивали отношения представителей разных конфессий друг к другу, – продолжает эксперт. – К представителям традиционного ислама больше половины женщин, девушек относятся позитивно. Столько же ответили, что они в миролюбивых отношениях с государством и противоречий нет. “Если есть, то они некритические”, – выразили мнение 36 процентов.

На вопрос: “Испытывали ли вы когда-нибудь недоброжелательное отношение окружающих людей из-за того, что являетесь представителем другой веры?” – только 27 процентов указали “да”. Женщины рассказали, что чаще всего это распускание слухов о них и клевета.

И вот еще один интересный момент: 80 процентов опрошенных хотя бы раз задумывались об отказе или смене своей веры! На вопрос: “Какие политические идеи не приемлет ваша религия?” – 77 процентов назвали “экстремизм”, 47 процентов – “радикализм”. Этот ответ, на наш взгляд, тоже развенчивает многие мифы.

По словам Маргариты Ускембаевой, в Казахстане никогда не было подобного исследования:
– Сейчас много говорят о радикализации, террористических угрозах, люди боятся женщин в платках, с закрытым лицом, тех, кто посещает мечеть. Но не так страшен хиджаб, как его малюют! Очень много гуляет домыслов, стереотипов, и данным исследованием мы хотим их развеять.

АЛМАТЫ