– Я уже в возрасте, если со мной что-то случится, сыну придется расхлебывать свалившиеся с неба долги, – говорит Тамара Павловна. – Я хочу добиться справедливости, тем более все документы у нас есть, и это абсурд, что мне приписывают!
Женщина протягивает неиспользованный билет на авиарейс Алматы – Сочи, на 16 августа 2014 года. В Алматинском аэропорту Тамара Павловна сдала багаж, прошла таможенный и паспортный контроль, когда сотрудники погранслужбы попросили ее задержаться. Громом среди ясного неба стало известие, что на ней висят огромные долги. А потому ее не пустят в самолет.
– Сказали: вы невыездная. Я возмутилась: как, я уже 20 лет на пенсии. На мне нет машины, квартплату вношу всегда вовремя. Приехали домой, сын открыл сайт министерства юстиции РК. Вбил мои фамилию, имя, отчество, ИИН. Там указано, что я нахожусь в базе должников.
Согласно решению Аксуского суда Павлодарской области, с меня взыскано в пользу ТОО “Павлодарэнергосбыт” более 96 тысяч тенге за электроэнергию в городе Аксу по адресу: ул. Пушкина, 22, квартира 77.
Далее на основании заявления Аксуского территориального отдела департамента по исполнению судебных актов Павлодарской области возбуждены исполнительные производства о взыскании задолженности. Судисполнитель вынес постановление о моем временном ограничении на выезд из Казахстана еще в октябре 2012 года.
Бег по кругу с препятствием
Сын Тамары Павловны решил провести собственное расследование.
– Нашел того судисполнителя, который наложил арест и внес данные в систему, – рассказывает Сергей. – Она находилась в декретном отпуске. Позвонил в суд города Аксу, попросил направить копии материалов дела, чтобы ознакомиться. Копии так и не получил. Через пару месяцев снова позвонил, в суде сказали, что копии якобы вернулись обратно. Хотя у них в адресной справке имеется точный адрес мамы… После мы написали заявление в прокуратуру Павлодарской области. Сотрудники подняли копии материалов о приватизации квартиры в Аксу, взяли объяснительную у ее владельца – Остапенко Павла Ивановича. В ней сказано, что моя мама – Остапенко Тамара Павловна, 1940 года рождения – никогда здесь не проживала и не является родственницей хозяина квартиры. Да, в квартире прописана дочь владельца с такими же инициалами, как мама, но она 1980 года рождения.
Убедившись, что вышла ошибка, прокурор Аксу Р. Каймолдин отправляет в Аксуский городской суд заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам и просит отменить заочное решение суда от 27 февраля 2012 года о взыскании задолженности. Суд сделал отписку, что заявление прокурора неправильно составлено. После прокуратура внесла частный протест в апелляционную коллегию по гражданским и административным делам Павлодарского областного суда. Но ничего не изменилось.
“За такое нужно привлекать к ответственности!”
Тогда семья Остапенко обратилась за помощью к нашим коллегам с телеканала.
– Я увидела по телевизору сюжет о жительнице Талдыкоргана, которая также оказалась должна павлодарскому энергосбыту, хотя никогда не была в Павлодаре, – продолжает Тамара Павловна. – У нее даже арестовали карточный счет. После выхода сюжета о моей проблеме меня вычеркнули из реестра должников. Вот так, запросто, без всяких судов. Мы проверяли систему, моей фамилии в списке не было. Я успокоилась.
А в марте 2017 года сын Сергей решил проверить выезжающего в Россию родственника – мало ли, штрафы или другие долги за ним числятся. Оказалось все чисто. Ради интереса вбил в реестр должников данные мамы. На женщине снова висели долги – теперь уже за 2014 год, согласно исполнительному производству. К ним еще приплюсовали долги за 2012 год.
– Вновь может последовать запрет на выезд, возможен арест моей пенсионной карты. Я в Алматы прописана с 1969 года. Мне что теперь – к министру юстиции в Астану ехать, чтобы снять с себя этот груз? Почему казахстанские суды, судисполнители не могут нормально работать, ведь есть, наверное, разница – человек 40-го или 80-го года рождения? – возмущается пенсионерка. – Это халатность, за такое нужно привлекать к ответственности, лишать лицензии. Минюст сделал из меня Остапа Бендера. По тому же адресу в деле значится некий Игорь Петрович Остапенко, 1955 года рождения. Это тоже абсолютно посторонний человек, я даже не знаю, из какого он города. И он тоже не проживает и никогда не проживал в той квартире в городе Аксу. Я уже хоть в курсе всего. А представьте, если Игорь Остапенко попадет при пересечении погранзоны, как я?
Только в Алматы справочная служба нам выдала 65 человек с фамилией Остапенко. Cколько однофамильцев в других городах – мы себе даже не представляем. Но не удивимся, если в деле с долгами аксуской квартиры появятся новые фигуранты. По идее работа всей исполнительной системы должна сводиться к тому, чтобы защищать права казахстанцев. И ни в коем случае не допускать подобных ляпов. История Тамары Павловны Остапенко – яркий показатель качества работы соответствующих государственных органов, когда ошибка сотрудников способна испортить человеку жизнь.
Алматы