40 лет – как мгновение - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
40 лет – как мгновение

40 лет – как мгновение

Нынешний год для футбольного “Кайрата” особенный. Ровно 40 лет исполнилось единственной в клубной истории международной победе – в Кубке Европейского союза спортсменов-железнодорожников. 

  • 11 Ноября 2011
  • 4315
Фото - Caravan.kz

13 ноября 1971 года, выиграв в Алма-Ате в ответном финальном матче у “Рапида” из Бухареста со счетом 1:0, “Кайрат” завоевал почетный трофей.

Обновленный “Кайрат”

Сезон-1971 оказался для “Кайрата” юбилейным, десятым, проведенным в высшей лиге чемпионата СССР. И он стал для алма-атинского клуба примечательным во многих аспектах. Впервые “Кайрат” закончил год в первой десятке элиты советского футбола, в течение недели находясь даже в лидирующей тройке. Впервые игрок “Кайрата” (Олег Долматов) был приглашен в сборную СССР и завоевал стабильное место в ее стартовом составе. И также впервые алма-атинская команда завоевала престижный международный трофей, выиграв Кубок Европейского союза спортсменов-железнодорожников.

А ведь еще год назад “Кайрат” играл в первой лиге. Однако и по составу, и по игре наш клуб вполне соответствовал требованиям высшей лиги, куда алмаатинцы и вернулись. Правда, уже с новым старшим тренером – Александр Севидов возглавил киевское “Динамо”, а в “Кайрате” его заменил молодой 34-летний Виктор Корольков. Перед этим он работал в карагандинском “Шахтере”, с которым финишировал в первой лиге на девятом месте.

Костяк команды остался прежним, но появились в ней и новые игроки. Два приобретения “Кайрата” в межсезонье стали в итоге поистине историческими. Зимой в команду перешли защитник Сеильда Байшаков из “Энергетика” (Джамбул) и вратарь Куралбек Ордабаев из чимкентского “Металлурга”.

Невозможное возможно

3 июня “Кайрат” впервые в своей истории вошел в тройку лидеров чемпионата СССР. Это произошло после победы на Центральном стадионе Алма-Аты над бакинским “Нефтчи” со счетом 2:1. А спустя три дня в столице КазССР состоялся международный матч – первый полуфинал Кубка железнодорожников, в котором соперницей хозяев поля была софийская “Славия”.

Клуб из столицы Болгарии в только что завершившемся первенстве страны занял шестое место. “Славия” постоянно находилась в лидерах болгарского футбола, с 1924 года на протяжении 90 лет не покидая высший дивизион. И эту команду “Кайрат” обязан был обыгрывать дома. Моментов у наших футболистов была уйма, но реализовали они только один – отличился Пиуновский. В кайратовских же воротах побывало три мяча. Ехать в Софию, имея в пассиве 1:3, – это, фактически, приговор. К тому же в состав “Славии” к этому поединку должны были вернуться форварды сборной Болгарии – Григоров, Михайлов и Георгиев.

Однако “Кайрат” совершил невозможное. Не обремененные статусом фаворита подопечные Виктора Королькова сыграли раскрепощенно и выиграли с необходимым перевесом в три мяча. Авторами голов в том матче стали Евгений Пиуновский, Юрий Севидов и Владислав Маркин.

– Я забил, как Роналдинью: пробил со штрафного под выпрыгнувшей “стенкой”, – с удовольствием вспоминает В. Маркин, чей гол вывел “Кайрат” в финал Кубка железнодорожников.

– Мне в том турнире запомнились в первую очередь выездные игры, – дополняет ведущий защитник “Кайрата” 60–70-х годов Александр Жуйков. – Накануне матча в Софии хозяева устроили нам культурную программу с ужином, который закончился только под утро. Но мы вышли на поле и легко их обыграли. Тренер “Славии” потом под трибунами на арбитра набросился. А он-то в чем провинился? Судил, что видел.

Непостоянные румыны

В финале, который состоял из двух матчей, “Кайрату” противостоял “Рапид” из Бухареста. В чемпионате Румынии-1970/71 этот клуб занял второе место, только одно очко уступив столичному “Динамо”. Видимо, чувствуя себя фаворитами финальной пары, румыны начали морочить голову руководству “Кайрата”, многократно перенося сроки бухарестского матча.

Сначала было решено сыграть первый матч 11–12 сентября в столице Румынии. У “Кайрата” как раз наступил перерыв в чемпионате, который команда планировала заполнить рядом товарищеских поединков с румынскими клубами, сыграв заодно и с “Рапидом”. Однако, когда все вопросы с выездом за рубеж решились (а шел, напомню, 1971 год, и получить разрешение на выезд из СССР было не так просто, как сейчас), соперники вдруг попросили перенести матч на ноябрь. Кайратовцы с просьбой “Рапида” согласились. Однако визы в паспортах уже стояли, поэтому футболисты все же слетали в Румынию, где провели три контрольных поединка.

Тем временем “Рапид” выступил с новым уточнением сроков проведения бухарестской части финала Кубка железнодорожников. На сей раз румынские футболисты готовы были принять “Кайрат” на месяц раньше, 8 октября. Ладно, вернулись в Румынию в октябре и сыграли с “Рапидом” вничью – 1:1. На гол игрока сборной Румынии Лупеску, забитый перед перерывом с пенальти, кайратовцы ответили мячом Сергея Рожкова в середине второго тайма.

– Первый финальный матч в Румынии с “Рапидом” получился очень напряженным, – делится воспоминаниями Жуйков. – После того как сыграли в Бухаресте вничью, почувствовали, что дома румын отпускать нельзя.

И ведь не отпустили.

Пас Севидова, гол Рожкова

13 ноября 1971 года Центральный стадион в Алма-Ате был забит под завязку. “Кайрат” вышел на поле в следующем составе: Куралбек Ордабаев, Валерий Круглыхин, Александр Жуйков, Сеильда Байшаков, Владимир Асылбаев, Евгений Михайлин, Олег Долматов, Валентин Солдатов, Евгений Пиуновский, Сергей Рожков (капитан команды), Юрий Севидов. Солдатова на 56-й минуте заменил Владислав Маркин, а вместо Севидова на 65-й минуте появился Виктор Абгольц.

Как рассказывают очевидцы, со стартовым свистком арбитра началась мощная и длительная осада ворот “Рапида”. Навесные передачи в штрафную площадь чередовались с индивидуальными прорывами Севидова и Пиуновского, а неожиданные выходы Долматова придавали атакам хозяев разнообразие и остроту. Добились успеха кайратовцы на последней минуте первого тайма. Севидов, продемонстрировав хороший дриблинг, прошел от углового флага вдоль линии ворот, обыграл по пути трех защитников и отбросил мяч открывшемуся Рожкову. Завершающий удар был выполнен сильно и точно – 1:0.

Во втором тайме “Рапид” пытался перехватить инициативу, но футболисты “Кайрата” не позволили гостям изменить ход встречи. Кубок Европейского союза спортсменов-железнодорожников игрокам алма-атинской команды вручили прямо на стадионе.

Они сражались за футбол

– Мы стали первой советской командой, выигравшей международный турнир, пусть и второстепенный, – рассказывал вратарь “Кайрата” той эпохи Виктор Шведков. – Никому до нас этого сделать не удавалось. Кубок, который разыгрывался среди клубов, прикрепленных к железнодорожным ведомствам своих стран, был довольно сильным по составу. К примеру, за бухарестский “Рапид” играли сразу шесть футболистов сборной Румынии. Так что победа в турнире не стала для нас легкой прогулкой. На Центральном стадионе болельщики плакали от счастья, а мы были горды тем, что играем за “Кайрат”. За победу в Кубке мы получили звания мастеров спорта СССР.

– Как бы современное поколение ни относилось к этому турниру, Кубок железнодорожников был очень сильным соревнованием, – считает Маркин. – В нем участвовали профессиональные по тем временам клубы из Румынии, Болгарии, ФРГ, Франции и других европейских стран. В каждой команде было по два-три человека из национальных сборных. Попробуйте поиграть в Чехословакии после событий 1968 года, когда выходишь на поле, а с трибун кричат: “Фашисты, оккупанты!”. В Румынии то же самое: плюют в лицо, бросают бутылки. А мы выходили и в прямом смысле слова сражались за себя, за Родину, за футбол.

– Алма-атинская игра получилась волнительной, победили всего 1:0, – добавляет Жуйков. – Потом был хороший ужин, а от министра путей сообщения получили часы и по шерстяному спортивному костюму.

– Команда у нас была очень сплоченная, – вспоминал Шведков. – Впрочем, “Кайрат” всегда отличался дружным коллективом. Игроки бились друг за друга, чувствовали большую ответственность перед болельщиками, а потому после поражений было стыдно появляться на улице. Люди же болели футболом.

Сорок лет пронеслись как мгновение. Сменилось не одно поколение футболистов и болельщиков. Но игра того “Кайрата” навсегда останется в сердцах казахстанских поклонников футбола, а его победы – в клубной истории.