В принципе, нет ничего зазорного в том, что финансовый институт покупает государственные облигации и получает с них доход – купон. Каждый год ИФК имеет с него что-то около 180 миллионов тенге дохода. Нормальная финансовая операция. Законная. Выгодная. Надежная. Кроме двух “но”.
Первое. АО “ИФК” – это дочернее предприятие Национального управляющего холдинга (НУХ) “Байтерек”. Структуры по управлению государственными институтами развития со 100-процентным участием государства. Иначе говоря, все деньги и активы, которые принадлежат ИФК, – это бюджетные деньги. Они должны работать на страну и приносить пользу всем нам. По факту выходит, что деньги, выделенные на развитие страны, зажаты в облигациях и не работают на экономику. Это выглядит так, будто холдинг “Байтерек” и бюджет страны работают по принципу сообщающихся сосудов. Лишние деньги бюджет подсасывает у холдинга и не дает их использовать по целевому назначению. Руководство холдинга "Байтерек" рискует повторить судьбу своих предшественников
Второе. Срок обращения облигаций очень большой. “КАРАВАН” написал запрос в ИФК и получил ответ: “Государственные ценные бумаги министерства финансов РК были приобретены дважды – в марте и ноябре 2011 года на сумму 3,5 миллиарда тенге. В настоящее время фонд остается владельцем данных бумаг”.
В эти даты минфин размеcтил на бирже два выпуска: Меукам-132 под 5,6 процента и Меукам-180 под 5 процентов годовых.
Меукам – это долгосрочные казначейские обязательства. Они выпускаются на срок 5 лет и больше. Купон выплачивается раз в год. В нашем случае первые бумаги выпущены до 2022 года, вторые – до 2026 года. Следовательно, эти 3,5 миллиарда попросту заморожены для фонда еще на 8 лет.
За это время в стране прошумели две девальвации – 2014 и 2015 годов. Деньги обесценились. 3,5 миллиарда, которые тогда равнялись 23 миллионам долларов, сегодня стоят меньше 10 миллионов. Но ИФК упорно держит облигации.
Они нужны всем
Такая уверенность, что миллиарды не будут нужны для дела, удивляет. Ведь ИФК сегодня задыхается от балласта, который тянет его на дно. Фонд перегружен предприятиями, которые не может реанимировать и продать. На его балансе висит 35 крупных и мелких неработающих структур на 34 миллиарда тенге. Есть известные, например, агрокомпания “Богви”, из-за которой подали в суд на Банк развития Казахстана, ТОО “Нимэкс-Текстиль” – наследник АХБК, АО ПК “Южполиметалл” – бывший Шымкентский свинцовый завод. И малоизвестные: завод “ILNO Group”, “Астана Полиграфия”, “Агрохолдинг Жана Бас”, ТОО “Черемшанский бройлер”. Всех их надо реанимировать. На это нужны деньги. Мы же говорим про инвестиционный фонд? А вот денег как бы нет.
Избавление фонда от банкротных предприятий идет тяжело. С обычной штурмовщиной. После очередного скандала в прошлом году вроде нашелся покупатель на стекольный завод в Кызылординской области – ТОО “Orda Glass” продали китайской компании “ChinaTriumph”. Вроде возобновил работу бывший “Биохим” в СКО. По большому счету, это все скромные успехи фонда. Большая часть предприятий не пылит уже более 3–5 лет. За это время оборудование приходит в негодность, люди уходят, технологии устаревают. Что будет продавать фонд? Металлолом?
Если посмотреть от обратного, то покупка облигаций выглядит уже как попытка выжать из свободных денег максимум пользы. И не дать материнской компании отобрать эти средства, чтобы загрузить “дочку” долгами по самые брови.
Вспомним, облигации были куплены еще в 2011 году. Тогда фонд начало лихорадить из-за смены владельца. В августе этого же года ИФК передали в доверительное управление министерству индустрии и новых технологий. Еще через два года – холдингу “Байтерек”. Уже в НУХе для ИФК отвели печальную роль – реанимировать предприятия-банкроты. Недолго думая, в 2013 году Банк развития Казахстана (БРК) слил сестрице все свои “токсичные” кредиты. В итоге банк снова стал белым и пушистым. А ИФК – в долгах как в шелках.
Деньги – это пыль
Последние годы его штормит беспросветно. В 2016 году фонд смог получить прибыль в 500 миллионов тенге. В 2017-м снова ушел в убытки на 1,3 миллиарда тенге. Трудно в нашей стране продавать бизнес, который никому не нужен. Поэтому лишние 180 милионов тенге купонов – хороший и надежный бонус.
Правда, за наш с вами счет.
Долго так ИФК не протянет. Уже сегодня он проедает свой капитал. А завтра сам фонд надо будет вытаскивать из ямы банкротства. И все потому, что его самого превратили в мусорную яму. Деньги обязательно найдут. Но чем дольше фонд будет держать средства в облигациях, тем больше “Байтерек” будет тянуть с его реанимацией.
Холдинг “Байтерек” контролирует свыше 3 процентов экономики страны. Это очень много. На него работают десятки тысяч человек. От него зависит благосостояние сотен тысяч людей. Но вполне может случиться, что НУХ – это призрачный замок, который растает в сумраке долгов. Почему? Потому что неудачные свои проекты холдинг скидывает своей “дочке” – Инвестиционному фонду Казахстана. Это лакмусовая бумажка состояния НУХа. Когда придет время спасать фонд, это будет означать, что надо спасать и холдинг. И 3 процента ВВП, и десятки тысяч людей, которые на него работают.
АЛМАТЫ