10 шагов к бизнесу - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
10 шагов к бизнесу

10 шагов к бизнесу

Лозунги о том, что бизнесу надо помогать, звучат у нас уже давно. Были созданы ассоциации, написано много программ в профильных министерствах. Результат: доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП несколько лет не может превысить отметку в 18 процентов. Предприниматели грустно шутят: чему могут научить чиновники и менеджеры? Но могут ли дать реальные советы крупные бизнесмены страны? Со своей программой поддержки бизнеса выступила Национальная палата предпринимателей “Атамекен”.

  • 24 Сентября 2016
  • 1986
Фото - Caravan.kz

Ода ушедшим министрам?

Сам факт появления программы “10 шагов по развитию предпринимательства”, которую озвучил председатель президиума НПП “Атамекен” Тимур КУЛИБАЕВ, вызывает у экспертов много вопросов. Во многих вопросах, касающихся экономики страны, бизнес-элита долгое время стояла на позиции наблюдателей, нежели публичных участников. И хотя НПП “Атамекен” активно работает уже три года, не все инициативы крупнейшего бизнес-объединения запомнились широкой общественности. А тут целая программа. Да и появилась она во времена “перемен” – роспуска кабинета министров. По словам экономиста Айдархана КУСАИНОВА, для этого есть целый ряд причин:

– Действия ушедшего кабинета министров критиковали все, и теперь общественные организации, та же НПП, не дождавшись конкретных изменений, начинают выходить в публичное поле и уже сами предлагают идеи. Эта инициатива мне вполне понятна. Кулуарные разговоры не принесли успеха. Не получив ответа в классической государственной системе управления, это некий выход из ситуации. Есть шанс, что новый кабинет министров услышит такие вот обращения. Резких изменений может и не будет, ведь он сформирован все-таки из бывших членов старых правительств, особенно экономический блок, но уже очевидно, что теперь на это невозможно не реагировать.

Так что же предлагается в программе НПП? Смогут ли реально эти инициативы повлиять на ситуацию? Мы разобрали каждый из десяти шагов.

Кредиты почти даром?

Несмотря на то что микрокредиты предоставляются бизнесу сразу по нескольким программам и вроде как государство субсидирует процентную ставку, ситуация оставляет желать лучшего. Многим они просто недоступны.

В программе приводится пример: для получения микрокредита по “Дорожной карте бизнеса-2020” (“ДКБ-2020”) предпринимателю необходимо предоставить 13 документов. “Анализ ситуации на рынке микрокредитов показал, с одной стороны, низкий охват сельской местности, с другой – для большинства начинающих предпринимателей микрокредиты являются недоступными в связи с высокими процентными ставками (в среднем 40 процентов годовых). В связи с этим с начала текущего года НПП “Атамекен” за счет привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов приступила к микрокредитованию в пяти пилотных областях: Алматинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Мангистауской”, – сообщается в программе.

Микрокредиты планируют выдавать в сумме до 15 миллионов тенге под 4–6 процентов годовых сроком до 5 лет без отраслевых ограничений. При этом для получения микрокредита предпринимателю необходимо предоставить всего 5–6 документов.

В настоящее время уже поступило 365 заявок на сумму 1 942 миллиона тенге, 185 проектам на сумму 825 миллионов тенге предоставлено финансирование. Таким образом, для дальнейшего расширения микрокредитования в рамках “ДКБ-2020”, “ДКЗ-2020”, инструментов НУХ “КазАгро” предлагается в рамках первого шага применить опыт микрокредитования НПП “Атамекен” в части суммы, процентных ставок, предоставления гибкости по залогам, упрощения требований к документам. “Атамекен” предлагает стать единым оператором в сервисной части микрокредитования по всем госпрограммам.

Мы попросили высказать свое мнение об этих инициативах финансиста Мурата ТЕМИРХАНОВА:

– Уже года полтора у нас снижается кредитование бизнеса, это очень негативно влияет на рост экономики. Бизнесу сейчас очень тяжело, стоит вопрос, как выжить. Из-за темпов инфляции базовая ставка сейчас очень высокая, что делает кредиты очень дорогими. Вроде как поддержка бизнеса по кредитованию была, но она не дала эффекта. Если взять весь кредитный портфель по бизнесу и посмотреть, скольким предприятиям были просубсидированы ставки, то там всего 10–15 процентов. Получают это субсидирование избранные. Поэтому толку нет. Надо помогать либо всем, либо никому. Программу НПП я бегло прочитал. 4–6 процентов по кредитам – это, конечно, подарок судьбы, ниже инфляции. Но вопрос: для всех ли это будет?

Бизнесу будут учить по-новому

Бизнес на уроках бизнеса все эти годы приносил неплохие барыши тем, кто их организовывал. Правда, сколько выпускников таких курсов “молодого бойца” реально открыли свое дело и получают прибыль, платят налоги, не скажет никто. То, что необходимо пересмотреть вопрос в системе образовательной поддержки бизнесменов, очевидно. Это признают и в НПП: “Существующий формат обучения основам бизнеса, а это, как правило, в неподготовленной аудитории, неэффективен и формален”.

НПП завершила два пилотных проекта – “Bastau Бизнес” и “Bastau Кәсіп” в Мунайлинском районе Мангистауской области. В стадии реализации находится проект онлайн-обучения “Атамекен Бизнес Академия”, а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров. Учитывая эффективность проектов, НПП предлагает реализовать их по всей стране. Все программы обучения будут увязаны с системой микрокредитования.

Очень важно, что после обучения выпускник не остается наедине со своими знаниями, с кучей идей и пустыми карманами. В НПП планируют создавать мини-индустриальные зоны, некий “город мастеров”, где будут размещены от 20 до 60 компаний.

Как превратить сельчан в крутых фермеров

Не обошли в программе и сектор АПК. Там у нас, как известно, непаханое поле проблем. Уже долгие годы эксперты говорят о том, что необходимо укрупнять производства. Один в поле не воин, надо создавать кооперативы. Но воз и ныне там, потому что возникает много спорных вопросов. НПП реализует программу “200 сельхозкооперативов с НПП “Атамекен”. На сегодня уже сопровождается более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тысяч хозяйств.

Но, укрупняясь, фермеры сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам. Для решения этой проблемы предлагается определить приоритет микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы. А также внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО “НУХ “КазАгро”.

Вторая проблема – сбыт. Анализ цепочки добавленной стоимости продукции показывает, что идет удорожание продукции до 20–40 процентов из-за отсутствия системы прямого сбыта. В связи с этим в программе предлагается объединение фермеров в кооперативы с прямой торговлей с сетями и создание пилотного оптово-распределительного центра для организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Мнение по поводу этих инициатив мы попросили высказать главу Союза фермеров РК Ауэзхана ДАРИНОВА, уж он, как никто, знает о проблемах:

– Мы уже давно поднимаем эти вопросы. Нет у нас, у сельхозпроизводителей, мотивации объединяться в кооперативы. Тут должны быть и льготное налогообложение, и кредитование, и вопросы со сбытом решать. То, что выступил глава НПП “Атамекен” Кулибаев, – это попытка привлечь к вопросам повышенное внимание, ведь на уровне министерств все еще есть недопонимание. Он выражает наши интересы, кооперация – это будущее, и нельзя тянуть дальше.

Поддерживаем отечественное, а тендеры отдаем иностранцам…

Еще одна острая тема, которую не обошли в программе, – поддержка отечественного производителя. Мне всегда было грустно наблюдать, как на полках магазинов пытаются найти место для наших товаров, вешают лозунги с призывами: “Поддержи отечественное”, купи пакетик семечек за 20 тенге, а потом там, наверху отдают миллионы бюджетных средств по тендерам совсем не нашим компаниям. Программа Палаты предпринимателей откровенно озвучила эту проблему: “Ключевую роль в поддержке отечественного производителя играют товары повседневного, а также постоянного спроса в рамках государственных закупок, закупок квазигоссектора и недропользователей. Необходимо принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественных производителей путем повышения доли местного содержания за счет заключения долгосрочных договоров и предоставления государственной поддержки в обмен на локализацию производства”.

НПП предлагает создать на базе АО “Национальное агентство по развитию местного содержания NADLоC” централизованный офис государственного заказа под доверительным управлением “Атамекена”.

О проблеме уже много лет говорит президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА:

– Часто говорят о поддержке местного производителя, но далеко не всегда наш производитель выигрывает те же тендеры. А ведь госзаказ мог обеспечить производство средствами для развития предприятий. Чем больше обороты у производства, тем дешевле становится его продукция. Кто поставляет продукцию квазигосударственным компаниям? Если НПП поднимает этот вопрос, то должен быть проведен серьезный анализ ситуации. Это давно надо было делать.

Дорогу мелким экспортерам

В развитых странах вклад МСБ в экспорт в десятки раз превышает казахстанские показатели и колеблется от 25 до 50 процентов. Это объясняется тем, что значительная часть предпринимателей страны занята в секторе торговли, а в других, передовых странах, наоборот, они являются производителями. К примеру, в Польше 93 процента предприятий МСБ занимаются экспортной деятельностью. Но как НПП предлагает менять ситуацию и в каких секторах возможен рывок?

“В ближайшей перспективе экспортная выручка от реализации продукции АПК может быть увеличена более чем в 2 раза. Так, реально можно увеличить производство растительных масел в 4–5 раз; мяса говядины – в 2 раза. И хотя в Казахстане существуют все общепризнанные меры государственной поддержки экспорта, они “размыты” между различными государственными учреждениями. Это приводит к несогласованности мер. НПП предлагает создать единого оператора в сфере экспорта на базе Палаты предпринимателей”, – говорится в программе.

Региональная карта бизнеса

Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей и о предпринимателях. Но как используется эта информация сегодня?

По мнению НПП, региональная карта может стать реальной основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений о включении проектов в Карту индустриализации. Необходимо включить в программу “ДКБ-2020” меру государственной поддержки возмещения затрат предпринимателей по разработке ТЭО. При этом утвердить требования к компаниям по оказанию услуг разработки ТЭО. Ситуация требует создания на базе региональной карты подсистемы по принципу “бизнес-конструктора”, как инструмента поиска оптимальной территориальной рыночной ниши на основе ключевых данных о рынке.

По Казахстану действуют 188 центров поддержки предпринимательства. В каждом районном центре начинающие и действующие предприниматели могут получить всестороннюю помощьПо Казахстану действуют 188 центров поддержки предпринимательства. В каждом районном центре начинающие и действующие предприниматели могут получить всестороннюю помощь

Правительство для бизнеса, а не наоборот!

Есть у нас в стране правительство для граждан, виртуальные министерства предоставляют электронные услуги, и это действительно разгрузило ЦОНы. Почему бы не создать похожий проект для бизнеса?

“Сегодня настал момент, когда необходимо консолидировать меры поддержки, сделать их удобными и эффективными, в виде “единого окна”. Операторство с учетом имеющейся инфраструктуры до районного уровня и опыта работы по сервисному обслуживанию предпринимателей предлагается закрепить за НПП “Атамекен” при координации со стороны правительства”, – отмечается в программе.

КОНТРОЛЬный выстрел

Мы не раз писали о том, как после ряда проверок надзорно-контрольных органов некоторые предприятия были вынуждены приостанавливать свой бизнес. И кстати, НПП “Атамекен” давала нам контакты людей, которые обращались с жалобами на слишком “усердную” работу госорганов. Поэтому появление в программе пункта о дерегулировании вполне обоснованно. “В целом по стране контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство. Анализ показал, что ведомства обладают 512 контрольными функциями в различных сферах. О тотальности контроля говорит и такая цифра – в отношении предпринимателей на сегодня действует более 18 тысяч требований. Никто не оспаривает, что основной задачей государственного контроля должно выступать обеспечение безопасности продукции. Но вопросы качества должны регулироваться самим рынком. Наступило время, когда необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов. И НПП “Атамекен” также разработала здесь ряд предложений”, – говорится в программе.

Наказание, как за убийство!

Долгие годы предприниматели ропщут на огромные штрафы за любую мизерную провинность. “В новом Уголовном кодексе существенных смягчений по экономическим преступлениям в целом не наблюдается, – подчеркивают в НПП. – Наказания за некоторые из них вполне сопоставимы с наказанием за убийство, к примеру, за выписку фиктивного счета-фактуры, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено до десяти лет лишения свободы. Учитывая проводимую политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, к уголовным правонарушениям в экономической сфере следует применять экономические меры ответственности. В ходе уголовного процесса по делам лжепредпринимательства не соблюдаются требования законодательства в части объективности и полноты исследования. Уголовное преследование также используется как инструмент для “внеплановых” проверок и все еще остается средством оказания давления на бизнес. Если для обычной проверки госорган должен доказать его обоснованность в органах прокуратуры, то для начала уголовного преследования таких преград нет. Несмотря на недавнее принятие нового Кодекса “Об административных правонарушениях”, в нем остается ряд вопросов, требующих решения. Речь идет об исключении излишней репрессивности Уголовного кодекса с отходом от карательных мер к профилактике. Не менее важно провести работу по расширению института предупреждения в рамках Административного кодекса, исключив зависимость штрафов от размера бизнеса, а также установить верхние пределы штрафов для всех категорий бизнеса”, – говорится в программе.

Большая чистка государственного сектора

Не обошли в программе и квазигосударственный сектор. За последние годы расплодилось столько “дочек” и “внучек” госкомпаний, что сложно элементарно их посчитать. На расширенном заседании правительства в сентябре глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень. И НПП внесла свои предложения:

“В настоящее время роль квазигосударственного сектора в экономике остается чрезмерно высокой. Доля активов контролируемых государством организаций достигает 60 процентов от ВВП. Отсутствует информация о точном количестве госкомпаний, поскольку Реестр государственного имущества КГИП МФ РК включает дочерние и зависимые организации госкомпаний до 5-го уровня аффилированности, хотя отдельные государственные компании имеют организационную структуру до 9-го уровня.

Для преодоления сложившейся ситуации в рамках исполнения поручения главы государства по снижению доли участия государства в экономике до 15 процентов от ВВП предлагается параллельно с исполнением Комплексного плана приватизации на 2016–2020 годы на правительственном уровне создать специальную рабочую группу. Она проведет с участием бизнес-сообщества полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов. И… выдаст вердикт – приватизировать и/или ликвидировать субъекты и организации”, – говорится в программе.

Алматы