1. В меню – кипяток, хлеб, лед…
Алматинцы любят проводить время в кафе, справлять здесь дни рождения, праздники, а то и просто посидеть после работы с друзьями или коллегами. Заведений много, но ведь они приедаются, а потому компании стараются найти что-то новое. Обменявшись дружескими приветствиями, приступают к изучению меню, а заодно обсуждению цен. Не раз приходилось слышать, как за соседним столиком клиент какого-нибудь заведения возмущался: “Ну у вас и цены! Кусочек хлеба – 200 тенге!”. Или: “Стакан чая стоит, как целый чайник!”.
Немало шума наделала история о том, что в одном из кафе за литр кипятка с клиентов взяли 1 000 тенге. Недавно в соцсетях появилось фото счета, в котором отдельной строкой было написано – “лед”.
Много споров вызывают хлебные корзины: где-то их предлагают гостям бесплатно, где-то – втридорога.
Особенно цены в алматинских кафе шокируют гостей из Тараза и Шымкента – там-то шашлык в четыре-пять раз дешевле алматинского.
2. В кафе – со своим казы
Потому все чаще, заказывая банкеты, гости договариваются с администраторами заведений: повара кафе готовят салаты и горячее, а клиенты приносят с собой напитки, сладости, фрукты и… казы. Но навстречу идут далеко не везде.
Частенько владельцы кафе и юрт, что находятся на выездах из города, в живописных местах, держат цены, даже если их заведения пустуют. Хотите отдохнуть со “своим самоваром”? Пожалуйста! Только выложите за аренду большой беседки по 1 500 – 2 500 тенге с человека, еще по 2 тысячи тенге за аренду мангала, самовара и коктальницы. Аренда маленьких беседок в среднем обходится в 8–15 тысяч тенге. Если гости заказывают дастархан без напитков, средний чек с человека – 4–8 тысяч тенге.
3. Кто любит дешево и сердито…
Впрочем, в любом районе Алматы есть заведения, которые знают водители, сотрудники близлежащих магазинчиков, офисные работники. Часто они расположены в частном секторе, и это семейный бизнес в прямом смысле слова – работает одна семья, которая живет тут же, в соседнем доме, а то и за стенкой. В обеденное время здесь негде яблоку упасть. Цены в таких лагманных и чайханах значительно ниже, чем в обычных кафе. Здесь по-домашнему готовят простые блюда русской, казахской, уйгурской, дунганской и корейской кухни. Порции хорошие, обслуживание быстрое, интерьер непритязательный – деревянные столы, застланные клеенкой.
Как правило, случайных людей здесь мало, гостей часто знают по именам. Качество стараются держать на уровне, иначе вмиг останешься без клиентов.
А еще в городе немало любителей питаться в маленьких заведениях, что есть на каждом рынке. Причем его торговцы и постоянные клиенты знают, что вот здесь тетя Гуля печет вкусные блины, на том пятачке у Вагифа отменный шашлык, а в этой лагманной подают шорпу с большими кусками мяса или вкусное ашлямфу. Готовят на обычных газовых баллонах, зачастую нарушая все мыслимые противопожарные и санитарные нормы. Над столиками свисают ленты-ловушки с прилипшими мухами, а может пробежать и таракан. Впрочем, эти обстоятельства нисколько не портят аппетит страждущим пообедать. Более того, есть любители, которые специально едут на базар или барахолку за чебуреками и лагманом. Что их притягивает? Они и сами объяснить не могут…
4. …А кто модно и дорого
Чуть ли не каждую неделю на ресторанной карте Алматы появляются свежие адреса. С пафосом открываются новые заведения или меняется формат старых (бизнес не пошел и решили сменить или концепцию, или хозяина).
И публика идет проверить новое место. Проверки когда удачны, а когда и нет: часто заведение объявляет, что работает в “тестовом режиме”. Обычно это означает: “не ругайте нас, мы еще только учимся”. Отрабатывается меню, корректируются цены. Станет ли это место модным и долго ли продержится? Это зависит от многих факторов, и не всегда вкус и качество подаваемых блюд на первом месте. Злую роль может сыграть банальное отсутствие парковки.
Впрочем, есть места, где дорого, невкусно, но всегда полно народа. Почему? Ответ прост – туда ходят гламурные девушки выгуливать брендовые сумочки.
5. Не рестораны, а музеи
Конечно, было бы несправедливо обойти городские кафе и рестораны, в которых для гостей стараются создать максимальный комфорт и уют. Алматы отличает разнообразие тематических заведений и с националь-ным колоритом, тут вам предложат любую кухню мира. Однако такое разнообразие разбаловало клиентов, и заведениям приходится брать не только кулинарными изысками, но и интерьером.
В одном кафе гости любуются коллекцией самоваров, в другом – залы украшает деревенская утварь, в третьем – поставили героев сказок из папье-маше, некоторые украшают витражи и скульптуры.
Особое внимание клиенты уделяют туалетным комнатам – непременно сфотографируют и в своем отчете о посещении заведения в соцсетях этот “пункт программы” упомянут. Потому рестораторы и тут стараются выдержать стиль. Есть заведения, в туалетах которых жить хочется!
6. Не съем, пока не сфотографирую!
Алматинцы вообще обожают выкладывать в социальные сети все, что ими было съедено на завтрак, обед и ужин. Типичная картина: официант принес дымящийся стейк, а клиент вместо того, чтобы наслаждаться вкусом и ароматом мяса, фотографирует тарелку в разных ракурсах. Потом спрашивает пароль Wi-Fi, ждет, пока загрузится фото в социальные сети, появятся первые лайки. Блюдо остывает, недовольный клиент требует его разогреть. После с френдами из соцсети перемываются косточки официанту, администратору, обсуждаются вкус и цены.
Читать комментарии к таким постам – особое удовольствие.
Всегда найдутся критики, которые непременно подчеркнут – мол, в Италии, где они побывали на прошлых выходных, соус готовят совсем не так, да и тирамису совсем другого вкуса, а пельмени вовсе не такие, как готовила бабушка.
Столовский борщ или котлеты в соцсети попадают крайне редко – разве что туда упадет какое-нибудь насекомое. В этом случае комментариев будет на несколько километров!
7. Кофе на ночь – это по-нашему!
Особой популярностью в Алматы пользуются кофейни. В них ходят не столько кофе попить, сколько пообщаться. Сидят теплые компании, офисный “планк-тон” или одиночки с планшетами и айпадами часами.
Меню обычно не блещет разнообразием – несколько видов кофе, чая и десертов, сэндвичи и два-три горячих блюда. Но тут много и не едят. Пьют себе кофе. Чашку за чашкой. Это особенно удивляет гостей из Европы, привыкших пить кофе утром, в обед, но никак не поздно вечером. Но таковы уж наши привычки!
8. Быстрая еда: доставка хоть в больничную палату
Огромной популярностью у жителей южной столицы пользуется доставка фастфуда в офисы или на дом. Причем если несколько лет назад ожидание пиццы или суши-роллов затягивалось надолго, то сейчас конкуренция высока, потому доставят быстро и даже бесплатно (разумеется, в зависимости от района города). Особо креативные предприниматели обещают привезти еду хоть в больничную палату! Конечно, если вызов поступит от отдыхающих в горах, то, скорее всего, и ужин обойдется в разы дороже. Но на такие случаи есть кейтеринг-компании по обслуживанию корпоративных, детских и других праздников на лоне природы. Все, что требуется от клиента, – назначить время, место и заплатить. А уж фирма привезет палатки, юрту, стулья, столы, посуду, а заодно и официантов. Собираетесь принять гостей дома, а готовить не хотите? Можете вызвать повара на дом!
9. Нелегко найти официанта
Надо отметить, что уровень сервиса в алматинских заведениях стараются поддерживать – от него при таком изобилии кафе и ресторанов многое зависит. Но не всегда это удается. Хороших официантов поискать надо!
Персонал многих городских заведений меняется так быстро, что даже не стоит запоминать имя того, кто вас хорошо или плохо обслужил. В шашлычных, донерных, небольших кафе официантами подрабатывают в основном студенты или приезжие. Для многих это временная работа. Поэтому чаще всего молодые люди абсолютно не знакомы с особенностями этой профессии. Хорошо, если заказ принял правильно, быстро принес и не обсчитал.
Солидные представители общепита более строго подходят к подбору персонала. В них официанты должны не только уметь обслуживать клиентов, но и знать иностранные языки, карту вин, уметь посоветовать клиенту сделать правильный выбор, предлагая не столько самое дорогое в меню блюдо, сколько самое вкусное. Есть и виртуозы своего дела, которые имеют постоянных клиентов.
10. На войне – как на войне
Критиковать кафе и рестораны – любимое занятие алматинцев. И делают они это опять же в социальных сетях, в компаниях друзей. Если заведение совсем испортилось, то перестают в него ходить демонстративно, всей дружной командой. Потому любое критическое замечание воспринимается хозяевами заведений нервно. Ведь сразу не поймешь – отзыв оставил клиент, которого плохо обслужили, или это происки конкурентов?
Бывало, что букашку в салат подбрасывал недоброжелатель специально, чтобы потом в Сети фото выложить и повозмущаться. Конкуренция за сердца и желудки алматинцев так высока, что в средствах рестораторы не стесняются.
Впрочем, алматинцы от этого только выигрывают. Ну любят они вкусно поесть и потом похвастаться!