В сухом остатке: кто виноват в том, что пропала вода из водопроводов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В сухом остатке: кто виноват в том, что пропала вода из водопроводов

В сухом остатке: кто виноват в том, что пропала вода из водопроводов

Воды в этом году не хватает не только растениям и животным в хозяйствах фермеров и крестьян, то и дело люди жалуются, что нечего пить им самим.

  • 20 Июля 2021
  • 884
Фото - Caravan.kz

И если с засухой на полях и пастбищах всё более или менее понятно – с небесной канцелярией не поспоришь, мы можем лишь приспосабливаться к ее фортелям, то о том, кто виноват, что пропала вода из водопроводов, поговорить не только можно, но и нужно. Что мы и сделали.

Пересохший водопровод

Вплотную проблемой некачественного водоснабжения решили заняться депутаты парламентской фракции Народной партии Казахстана. После заключительной пленарки I сессии мажилиса VII созыва они поехали по городам и весям.

– Мы были шокированы масштабами проблемы. Сейчас в летний зной народ лишен элементарного – возможности утолить жажду чистой водой. В селах либо вообще нет воды, либо она такого плохого качества, что пить ее невозможно. Люди жалуются, а акимы закрывают на это глаза, – рассказывает лидер Народной партии Казахстана Айкын КОНУРОВ.

Жалоб скопилось так много, что народники решили все их зафиксировать на интерактивной карте страны. И каждый день на этой карте появляются новые метки – казахстанцы активно рассказывают о своих водных проблемах и пытаются хоть так выяснить, куда же ушла вода, а вместе с нею – миллиарды, выделенные государством на водопровод.

– За 20 лет на обеспечение питьевой водой сельчан выделено более 592 миллиардов тенге. Во многих аулах водопровод есть, а воды нет! Люди устали выживать, растет социальная напряженность. Мы просим Президента Касым-Жомарта Кемелевича ТОКАЕВА откликнуться на просьбы населения и взять под контроль столь важный для всех нас вопрос, – говорит Айкын Конуров.

Как уверены мажилисмены, дефицит воды в селах связан не с природными факторами, а с проблемами инфраструктуры, а также с неэффективностью планирования и реализации госпрограмм и слабым контролем.

Планы и реальность

В то же время заместитель директора центра региональных исследований АО “Институт экономических исследований” Нурболат КУРМЕТУЛЫ просит не обесценивать 20-летний труд чиновников и строителей. В начале 2000-х о том, что такое водопровод, знали всего 60% казахстанских сельчан. Сейчас не имеют доступа к централизованному водоснабжению всего 9,5% сельчан.

– Проблемные моменты, конечно, были. Так, к примеру, при реализации программы “Питьевая вода” на 2002–2010 годы допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нарушения сроков выполнения ремонтно-строительных работ и необеспечения качества питьевой воды. В качестве главной причины этих фактов приводится отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при планировании работ по развитию и модернизации систем водоснабжения, – говорит он. Не булькает

После “Питьевой воды” сразу же была запущена программа “Ақ бұлақ”. Она должна была учесть негативные итоги предшественницы и к 2020 году обеспечить всех сельчан не только водоснабжением, но и частично – водоотведением. В 2014 году программу “Ақ бұлақ” свернули, не закончив, а вопросы водоснабжения и водоотведения аулов перебросили в программу развития регионов до 2020 года.

Однако 2020-й прошел, а решение проблемы сдвигается и плановые показатели теперь скромнее. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года говорится, что “к 2025 году все города будут обеспечены централизованным водоснабжением, а уровень обеспечения централизованным водоснабжением в селах составит 80%”.

Глянул в кружку, а там жизнь булькает

Как считает гидролог, PhD Университета Лунда (Швеция) Камшат ТУСУПОВА, чтобы решить проблемы казахстанских сельчан с некачественной водой, надо в принципе отказаться от оценки эффективности работы чиновников в километрах проложенных водопровод-ных труб.

– Наличие водопровода – вовсе не гарантия того, что люди пьют безопасную воду. Более того, обслуживание локального водопровода иногда может быть серьезным челленджем для местных властей, – говорит она.

В сельской местности представить ситуацию, что никто из пользователей водопровода за ночь ни разу не откроет кран, можно запросто. И вода в трубах успевает застояться, в ней появляются колонии простейших, которые могут спровоцировать уйму проблем. При этом ученые фиксировали, когда из кранов центрального водоснабжения текла даже вода с червями.

Мажилисмен Айбек ПАЯЕВ в подобное охотно верит, но считает, что проблема не только в сложной специфике инженерии, но и в банальной халатности тех, кто должен снабжать людей водой.

– Я сам лично поднимался в горы с народом в Толебийском районе. Видел, что в горах просто трубу поставили, она ничем не защищена, – рассказывает он.

Так или иначе, но иногда сами сельчане отказываются пользоваться проведенным к ним водопроводом.

– Мы проводили исследование в подключенном к водоснабжению Павлодарском районе Павлодарской области. По официальным данным, 48% жителей опрошенных нами населенных пунктов имеют доступ к водопроводу, 40% – к колонке и лишь 12% пользуются скважинами. Наше же исследование показало, что из крана вода льется у 13%, получают воду из колонки – 21%, частная скважина есть у 37%, доступ к общей скважине – у 10%, еще немного людей берут воду из колодцев или откуда-то привозят, а 13% – из открытых источников, – рассказывает Камшат Тусупова.

И, как уверена ученый-гидролог, в решении водной проблемы Казахстану нужно сосредоточиться именно на безопасности. Раз уж люди пользуются скважинами, значит, государство должно учитывать этот источник питьевой воды.

– В этом на самом деле нет ничего плохого, но людей надо научить правильно ухаживать за этими источниками водоснабжения. Мы же по факту имеем систему, в которой разрешение на бурение скважины дает одна организация, проверяет качество воды вторая, а мониторит состояние скважин третья, – возмущается Камшат Тусупова.

Такое положение дел – бомба замедленного действия. От бесконтрольного использования скважин падает уровень грунтовых вод и повышается их минерализация. И далеко не всегда человеку такая “минералочка” будет на пользу. А как быть с септиками и выгребными ямами в этих условиях – вообще непонятно. Поэтому акиматы долгие годы старались частные скважины и септики не замечать. Но теперь к решению водной проблемы подключился пул ученых. И, как уверена Камшат Тусупова, им удастся отстоять в госпрограмме регионального развития поправки, связанные с безопасностью водообеспечения и санитарии в сельской местности.

В то же время, как уверены депутаты-народники, вопросы воды достойны того, чтобы их рассматривали на самом высоком уровне. Поэтому предлагают закрепить ответственность не за минидустрии, которое и впрямь мало что может, кроме как трубы тянуть, а за премьер-министром и всем кабмином. Потому как без воды жизни не будет никому.

НУР-СУЛТАН