В Алматы прошла пресс-конференция "Финансовый путь Казахстана: Европа или Азия?», где финансовые аналитики из компании FXPrimus поделились своим видением нынешнего экономического положения Казахстана, а также рассказали о тенденциях, что сейчас складываются в казахстанском финансовом поле.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz побывал на мероприятии и зафиксировал самые важные моменты.
Главными спикерами выступили Ярослав ЗЕМНУХОВ, Крис ТРИКОМИТИС и Арман БЕЙСЕМБАЕВ.
Пресс-конференция открылась словами аналитика Ярослава ЗЕМНУХОВА, который поведал, как начался 2018 год для Казахстана в экономическом плане.
— Если сравнивать 2017 год с началом 2018-го, то уже сейчас можно сказать, что он был несколько отстающим, особенно в плане золотовалютных запасов. 2018 год начался очень позитивно, здесь, по моему мнению, повлияло ЭКСПО-2017 и дало небольшой толчок казахстанской экономике, — объяснил аналитик.
Также он объяснил, какие пути уже сейчас задействуются для того, чтобы избежать влияния нефтяных цен на казахстанскую экономику.
— Кризис показал нам, что нужно менять концепцию экономического развития, ведь если мы будем останавливаться только на нефти и металлах, то далеко не уйдем. Сейчас мы начинаем затрагивать уже другие схемы экономики, уже не только добычу и перепродажу. Например, в 2017 году в Казахстане было запущено множество сервисов и систем, которые позволяют переводить деньги через Интернет. Подобные тенденции позитивно влияют на нашу экономику.
Также Казахстан начинает зарабатывать на транзитных потоках, идущих через нашу территорию. Географическое положение между Россией, Китаем и прочими странами позволяет нам неплохо зарабатывать на том, что через нашу страну проходят транзитные грузы. Если мы выберем путь развития этого направления, то сможем исключить возможность давления извне и возникновения новых кризисов, — объяснил Ярослав ЗЕМНУХОВ.
К слову, по его мнению, кризис в ближайшие годы, «возможно», не случится.
Следующим спикером был финансовый аналитик и руководитель аналитического департамента FXPrimus Арман БЕЙСЕМБАЕВ, он рассказал о том, чего ждать от курса тенге, и объяснил, в связи с чем в данный момент сложилась столь непростая экономическая ситуация.
— С 2015 года Казахстан перешел на свободно плавающий курс тенге. И это вопрос крайне сложный и неоднозначный ровно потому, что фондового рынка в Казахстане нет. Учитывая те объемы, которые проходят у нас сейчас на KASE, можно считать, что фондового рынка в Казахстане, как такового, вообще не существует. И особой роли в экономике Казахстана он не играет.
Если мы посмотрим на Запад, то фондовые рынки там играют ключевую роль. У нас же фондовый рынок сам по себе, экономика сама по себе. То, что происходит на нашем фондовом рынке, падают или растут там ценные бумаги, – всё это на экономике Казахстана вовсе не отражается.
Роль фондовых рынков в мировой экономике, в развитых странах заключается в поглощении рисков. Так или иначе они поглощают любые риски, происходящие в экономике. Те или иные события заранее закладываются в цене, заранее учитываются. Смотря на то, что происходит на фондовых рынках, мы можем сказать, что происходит в экономике США, Европы и так далее. У нас же это далеко не так. Да и наш фондовый рынок играет роль скорее дестабилизирующую, нежели поглощающую, — объяснил аналитик.
Далее Бейсембаев рассказал, в чем заключаются главные проблемы нашего фондового рынка.
— Как можно осуществлять свободное плавание валюты в условиях отсутствия игроков на рынке? Если мы посмотрим на объемы, которые проходят по обмену валют на нашем фондовом рынке, то мы можем говорить о том, что валютного рынка у нас, опять же, нет. На валютном рынке у нас есть только один крупный участник, который действует по принципу «что хочу, то и ворочу». И это Нацбанк. Также на рынке есть ещё плюс-минус 5-6 банков, но они особой роли не играют. А та же сделка по покупке «Казкома» «Халык Банком» вообще прошла вне KASE.
В условиях клановой экономики мы также понимаем, что здесь велика роль инсайдов. Если вы посмотрите данные об объемах торгов на 9-10 февраля 2014 года, то можно увидеть резкий подскок объемов, после которых 11 февраля 2014 года происходит резкая девальвация. То есть кто-то знал, что 11 февраля будет девальвация. В условиях развитого рынка это невозможно, хотя бы из-за того, что там, за рубежом, инсайд преследуется по закону, — заключил Бейсембаев.
Помимо этого, финансовый аналитик дал свой прогноз по поводу того, что ждет экономику Казахстана в будущем.
— Без изменения нынешней экономической парадигмы у Казахстана и у тенге нет никаких шансов выстоять в кризисе. Мы до сих пор полностью зависим от спроса на сырье и от его цены на внешних рынках. В этом смысле наша экономика находится в состоянии «хлыста». Состояние «хлыста» — это когда небольшое движение на одном конце, в частности на тех же западных рынках, вызывает большие колебания на другом конце. То есть небольшие потрясения на западных рынках будут вызывать большие, шоковые движения в экономике Казахстана, — рассказал аналитик.
Кроме того, Арман БЕЙСЕМБАЕВ поведал о том, что думает о будущих ценах на нефть.
— Нефть сейчас находится на своих локальных пиках. Пойдет она дальше в рост или нет – это вопрос сложный. Я считаю, что нефть дальше расти не будет. Дальнейший рост практически невозможен. Да, у нас есть договоренность членов ОПЕК, которые остановили падение цен на нефть, но те же США не намерены слушать ОПЕК и только наращивают добычу, и они сейчас у наших производителей отжимают рынок сбыта. Чем смогут ответить наши – непонятно.
Я думаю, что до середины года цена на нефть падать не будет, а уже во второй половине намечаются интересные события. Фондовые рынки Америки и Европы в данный момент находятся на своих исторических максимумах, которых никогда не было, поэтому намечается коррекция фондовых рынков.
Объясняется это тем, что так называемое количественное смягчение, в том числе в США, уже закончилось, Америка остановила свой печатный станок в 2015 году и теперь переходит к программе количественного ужесточения. Это значит, что процентная ставка будет повышаться. Эпоха дешевого доллара на этом заканчивается. Дорогой доллар приведет к падению цен не только на нефть, но и на всё сырье. Соответственно, для нас это будет большим ударом.
Далее финансовый аналитик рассказал, как столь неоднозначное положение отразится на Казахстане.
— Во второй половине года на фоне всех этих событий мы получим дальнейшее обесценивание тенге, но это при условии, что наша экономическая парадигма так и не изменится.
Если наше правительство будет действовать по принципу «ничего не трогайте, лишь бы не развалилось», то в связи с обесцениванием тенге продолжится обнищание населения, предприятия продолжат закрываться, безработица будет расти. Также обрушится спрос на недвижимость, а это значит, что цены на неё будут падать.
Если вообще ничего не изменится, то иметь цены по 150 долларов за квадратный метр будет нормально, — подытожил аналитик Арман БЕЙСЕМБАЕВ.