Как уверяют чиновники, в манеже место найдется всем, кто мечтал стать лихим наездником, кокпаристом, стрелком из лука или просто пообщаться с лошадьми. В какую ежегодную сумму такое “общение” выльется городскому бюджету, пока никто, оказывается, даже не думал. Впрочем, если что, дорогой объект можно всегда кому-нибудь продать за бесценок – такой опыт у столичного акимата тоже есть.
Галопом за деньгами
Анонсированный в конце прошлого года властями столицы конноспортивный комплекс наконец приобретает более или менее понятные финансовые очертания. На выкуп объекта у частного застройщика акимат Нур-Султана заложил в уточненный бюджет 6 миллиардов 243 миллиона тенге.
Видал, конечно, наш бюджет и более масштабные траты, но то в основном было нечто фундаментальное. А тут, по сути, – чистое поле, трибуны под навесом и конюшня. На что такие деньги?
– Нам не предоставили ни проектно-сметной документации, ни сравнительного анализа – ничего, что могло бы подтвердить заложенную на строительство сумму, – говорит член общественного совета Нур-Султана, директор некоммерческой организации “Integrity ASTANA” Жанат НУРГАЛИЕВ.
После того, как общественный совет подверг сомнению целесообразность таких трат, Нургалиева пригласили на стройку, чтобы не на бумаге, а живьем показать, куда пойдут такие деньги. Поехали и мы за компанию – когда еще такая возможность выпадет?
Строят конноспортивный комплекс для реабилитации детей с ограниченными возможностями на территории ипподрома силами владельца ипподрома. Потом, когда объект будет завершен, акимат выкупит его у частного инвестора и относящиеся к нему 5 гектаров. Ипподром же останется в руках частника.
Как уверяют в акимате, при должном желании на ипподроме можно неплохо зарабатывать: конные скачки – популярный и зрелищный спорт, увлекаются им люди небедные и в меру азартные. Значит, можно устраивать и тотализатор, и прямые трансляции.
Нечто подобное предполагается развивать и в рамках строящегося конноспортивного комплекса. Объект включает в себя крытый манеж для иппотерапии, реабилитационный центр и конюшню на 54 лошади, а также открытое конкурное поле на 8 тысяч квадратных метров и 1 200 посадочных мест с VIP-зоной. Оно, как уверяют строители, будет соответствовать всем международным стандартам – дренажная и поливочная система почвы, еврогрунт… Если чиновники захотят и смогут договориться – здесь можно будет проводить международные состязания. Вплоть до чемпионата мира по конкуру.
Пока перспективы международных соревнований в недостроенном комплексе очень туманны, но на всякий случай в смету заложено ретранслирующее оборудование почти на миллиард тенге.
Будем думать завтра
В крайнем случае – родители, наверное, смогут наблюдать онлайн за тем, как тренируются их дети. Ведь именно здесь будет базироваться пока еще не созданная, но очень нужная городу и стране детско-юношеская школа по традиционным видам спорта.
– Кокпар будет, и не только. Вот, например, стрельба из лука – им же простор нужен. Тоже здесь будут… – расписывает плюсы объекта заместитель руководителя управления физической культуры и спорта акимата г. Нур-Султана Нариман ЕЛАМАНОВ.
Как уверяет чиновник, конноспортивный комплекс очень нужен городу, но во что обойдется содержание построенного объекта, пока они не знают.
– Мы содержание еще не считали – надо сначала построить. Если здесь будет предприятие на правах хозведения, оно должно само себя окупать. Это могут быть занятия конным спортом на коммерческой основе, конные прогулки, еще что-то, – не очень уверенно перечисляет Еламанов.
Это же гипотетическое предприятие на правах хозяйственного ведения должно будет продумать и самое главное – где взять лошадей. В уже утвержденной смете, как мы поняли из объяснений чиновников управления архивов и спорта, денег на лошадей не заложили.
– По лошадям рассматриваем различные варианты. Может, это будет аутсорсинг или еще что-то, – говорит Нариман Еламанов.
Как чиновники сначала строят, а потом не знают, что с построенным делать
Согласитесь, довольно странно рассуждать о развитии конного спорта, не имея лошадей и не понимая, сколько денег уйдет на их содержание?
Между тем столичный акимат на лошадях уже обжигался.
Пять лет назад в городе был продан государственный конноспортивный клуб за смешные 198 тысяч тенге.
Как сокрушались тогда сведущие в коневодстве люди, седло с уздечкой стоит дороже, а на балансе клуба были 11 породистых скаковых лошадей и их полная амуниция.
Разразился нешуточный скандал, как оправдывался тогда заместитель акима города Андрей ЛУКИН, во-первых, покупатель заплатил казне не только 198 тысяч за сам клуб, но и 6,3 миллиона тенге гарантийного взноса за участие в аукционе. Во-вторых, все равно никто больше конный клуб, оцененный в 41 миллион, купить не захотел. И, в-третьих, бюджет города на содержание этих лошадок тратил более 200 миллионов тенге ежегодно.
– Со временем, к сожалению, лошадь стареет. И, соответственно, цена этой лошади меняется, – рассказывал тогда журналистам Андрей Лукин.
Предполагалось, что частник разовьет бурную деятельность, ведь у него, по заверениям акимата, было два конезавода недалеко от столицы, и вообще “он сказал, что в первую очередь энтузиаст – любит конные виды спорта”. Что на самом деле любит и любил купивший конный клуб “Астана” бизнесмен Бауыржан Шарип – неизвестно, Интернет о нем не знает ничего, кроме того, что в середине 2010-х мужчина работал мелким клерком в столичном акимате. Не нужно краснобайствовать на трибуне — проведите кокпар
А вот судьба конного клуба вполне ясна. Он до сих пор базируется на базе комплекса “Тулпар” и учит желающих верховой езде за 40 тысяч тенге в месяц. Все иные направления конной школы, в том числе – кокпар, закрылись.
Как тут не вспомнить еще одну историю со спортом в столице?
Год назад в доверительное управление частной компании были переданы огромные столичные дворцы спорта: ледовые – “Алау” и “Барыс Арена”, футбольный – “Астана Арена”.
За право 15 лет распоряжаться тремя зданиями инвестор, который, к слову, зарегистрирован по тому же юридическому адресу, что и предыдущий балансодержатель спортивных объектов, заплатил 1,8 миллиарда тенге гарантийного взноса. Для сравнения: только лишь строительство “Астана Арены” обошлось Казахстану в 22 миллиарда тенге по старому курсу.
Новый управляющий объектами обязан эксплуатировать их в строгом соответствии с целевым назначением: проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий. При этом 30 дней в году арены должны безвозмездно предоставляться городу для проведения мероприятий, а подведомственные акимату детско-юношеские спортивные школы будут заниматься по льготному прайсу на аренду территории.
Уже летом к СМИ обратились родители юных фигуристов – управляющая компания прислала в ДЮСШ письмо с уведомлением о росте арендной платы за лед. Скандал удалось замять, дети продолжили тренировки в прежнем режиме бесплатно. Пока – до конца сезона, а там будет видно. Но представитель управляющей компании очень долго рассказывал о том, как им сложно зарабатывать деньги в условиях пандемии и такой большой соцнагрузки.
Так что дальнейшее существование маленьких спортсменов на льду и стадионе больших арен под большим вопросом.
Может быть, именно поэтому вместе с конноспортивным комплексом на заседании инвестсовета города в конце 2020 года было одобрено также строительство спортивного комплекса с крытым катком для хоккея и фигурного катания? Как говорится в обосновании, “это позволит не только популяризовать и создать условия для массового вида спорта, но и поддержать технической базой наши федерации по зимним видам спорта”.
Ну а в случае чего, стоит думать, в Нур-Султане всегда найдется меценат, готовый за небольшую плату избавить акимат от хлопот по содержанию спортивного объекта.
Нур-Султан