Таможня на публике и в приватной обстановке - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Таможня на публике и в приватной обстановке

Таможня на публике и в приватной обстановке

Предприниматели (особенно те, кто заняты в ВЭД) постоянно пытаются договориться с таможней.

  • 24 Июня 2005
  • 1515
Фото - Caravan.kz

В приватной обстановке это им удается. А вот публично, уже намного сложнее, в крайне редких случаях, с большими нервами.
Что такое «в приватной обстановке», думается, говорить не нужно. А понятие «публично», означает внести какое-либо изменение в таможенное законодательство, администрирование на предмет сокращения коррупции, внесения прозрачности процедур, укрощение бюрократизма, балансировки тарифов и все тому подобное.
Договориться «публично» с таможней взяли на себя труд и роль парламентеров политические силы в лице новоиспеченной Ассоциации крупных предпринимателей «Атамекен».
Удастся ли им убедить таможню, еще остается вопросом, но вот повод для разговора создан. На первый взгляд, политической силе от крупного бизнеса вроде бы удается достичь определенного успеха, и сама таможня демонстрирует свою лояльность бизнесу. Хотя бизнес-сообщество как-то не особенно радуется всем тем нововведениям, которые предпринимают таможенники.
Новая политическая сила заключила с таможней меморандум о взаимном сотрудничестве. То, что представители крупного бизнеса вдруг заинтересовались проблемами малого и среднего предпринимательства, выглядит умилительно. Нынче в моде такие предвыборные политтехнологии: заключать меморандумы, активно говорить о проблемах и т.д.
Текст меморандума, как и текст любого другого договора, достаточно длинный, суховатый и занудный. Поэтому мы приведем его основные, ключевые моменты.
Договоренность атамекеновцев направлена на то, чтобы таможня хоть чуть-чуть повернулась лицом к бизнесу; чтобы на таможне наконец-то создали и ввели бы электронное правительство с целью ослабления бюрократизма и облегчения процедур, сокращения (пресловутого) человеческого фактора; увеличили бы количество предварительного и периодического декларирования товаров, что привело бы к увеличению прозрачности таможенных процедур; ввели бы в действие новые автоматизированные системы контроля доставки товаров; установили бы единые КПП; разработали бы критерии рисков и увеличили бы число предприятий добросовестных участников ВЭД; сократили бы сроки таможенного оформления до одного дня; таможенников призвали почаще бороться с коррупцией в своих рядах; и еще одно — борьба с пропуском контрабанды (у этого пункта особенно высокая цена 25-30%, но об этом немного ниже). Как говорится — задачи не из слабых!
Все, в том числе и таможенники, говорят о том, что сокращение тарифов, ставок, ослабление волокиты и борьба с бюрократизмом приведут только к экономическому прогрессу и процветанию. Однако таможня сдает позиции с большим скрипом и нежеланием. Все понимают, что чем цивилизованней будут взаимоотношения, тем меньше доходов она получит, тем больше прибудет в бюджет страны.
Отсюда причина нежелания со стороны таможни что-либо менять. Госорган вообще не любит что-либо менять в своем монастыре. Куда удобнее работать по «откатанным» правилам.
Бердибек Сапарбаев, глава Комитета таможенного контроля (КТК МФ), в частности отметил, что необходимо повышать долю участия местного населения в сфере малого, среднего бизнеса. Сегодня эта доля равняется 28%. А увеличить необходимо минимум до 40% — уровня развитых стран. «Для этого таможня должна создать все необходимые условия». В первую очередь, сотрудничать с общественными предпринимательскими организациями.
В отношении борьбы с бюрократизмом, глава КТК заверил, что на таможне в скором будущем планируется сокращение количества проверяемых документов при таможенном оформлении с нынешних 12 до 5.
Бердибек Сапарбаев пообещал, что товар, находящийся в режиме предварительного таможенного оформления, не будет отправляться на СВХ. В общем, говорить о всех поправках займет много места и времени. Глава КТК сказал, что в данный момент уже разработано неполных 58 поправок в Таможенный кодекс, в сторону послабления бизнесу.
Таможня все больше и больше стала доверять отечественным предпринимателям. На сегодняшний день таможней выдано 328 свидетельств «добросовестный участник ВЭД», для которых должен будет дан «зеленый свет» — сокращены до минимума процедуры досмотра и прочие бюрократические процедуры. В недалеком будущем число добросовестных предпринимателей может вырасти. По этому поводу продолжает работать комиссия.
По поводу технического оснащения, главный таможенник сказал, что планируется установка трех рентгенных установок на трех постах, наподобие той, которая установлена на таможенном посту «Кордай».
Г-н Сапарбаев также рассказал о введении системы электронных деклараций. На сегодняшний день оформлено около 15 тысяч таких деклараций.
Из нововведений глава КТК упомянул об одной проверке на таможенных постах. В данном случае речь идет о том, что на таможенном посту работает одновременно несколько контрольно-надзорных (фискальных) органов. И все они проводят свои проверки. А их может оказаться штук 40. Теперь делается все для того, чтобы их сократить до одной.
Когда президенты Казахстана и России не так давно встречались в Челябинске, они, в том числе, говорили и об упрощении порядка таможенных проверок. Планируется ввести проведение одновременной проверки разными службами разных государств. Сегодня, как известно, пересекая границу, приходится проходить одну и ту же проверку, но таможнями двух и нескольких стран.
Кроме того, обсуждается тема строительства совместных таможенных постов, что признается рациональным и экономичным. Такие совместные посты планируется построить также совместно с узбекской и кыргызской сторонами.
С целью уменьшения роста инфляции и по поручению главы государства, таможней снято весовое ограничение по ввозу физическими лицами товара с 200 кг до двух тонн с точки зрения применения тарифной политики и особого режима налогообложения.
Относительно различных форм и размеров оплаты также произошли изменения. Если раньше участнику ВЭД приходилось платить НДС, СВХ, за брокерские услуги.
Теперь, после выхода соответствующего постановления, тому же участнику ВЭД нужно будет платить совокупный таможенный платеж в объеме 17% от стоимости товара. Как это проявляется на деле? Бердибек Сапарбаев привел следующий пример.
Предприниматель завозит груз весом в пять тонн. Он должен выплатить за все процедуры около 90 тысяч тенге. После введения совокупного таможенного платежа, ему придется заплатить около 40 тысяч.
Однако дело это не простое. Главный таможенник призывает к сознательной совместной работе акиматы, чтобы те сократили и упорядочили свои ставки. Дело в том, что в этом отношении у акиматов нет единой системы обложения налогами тех же рынков. По мнению главного таможенника страны, здесь необходимо было бы создать адекватную единую шкалу.
Главный таможенник напомнил, что одной из главных задач этой службы является пополнение доходной части бюджета и сказал, что необходимо совершенствовать таможенное администрирование и увеличить бюджетные поступления.
За период пяти месяцев 2005 г. в республиканский бюджет поступило 118 млрд. тенге от таможенных платежей. По сравнению с прошлыми пяти месяцами эта цифра выросла на 30 млрд.
Утверждение о тенденции увеличения бюджетных поступлений вызвало критику со стороны предпринимателей. На их взгляд, здесь не должно быть никаких планов по увеличению платежей. Всякие подобные планы не приводят ни к чему, кроме поборов, взяток и вымогательств. Таможня — не производственное предприятие, которое могло бы наращивать темпы производства и нормы прибыли.
В противном случае получится как в старом анекдоте:
— Что нужно, чтобы корова меньше ела и давала больше молока?
— Её нужно меньше кормить и больше доить.
Как известно, четверть бюджета страны формирует таможня. При этом бизнесмены подсчитали, что объем контрабанды, провозимый через таможню, равняется 25-30% от провозимого груза. Цифра получается колоссальной.
Геннадий Шестаков, председатель Ассоциации таможенных брокеров (АТБ), в целом, положительно оценивает те изменения, которые в последние время происходят на таможне.
«У таможенной службы появилось понятие сервисного обслуживания — как у помощников в решении государственных задач. Однако только пока на уровне высшего руководства».
Чтобы довести это понятие до рядового инспектора, предстоит проделать еще долгую, кропотливую работу.
Предприниматели проводили собственное социологическое исследование на предмет восприятия коррупции в госорганах. И вот что они выяснили. Геннадий Шестаков сказал, что до принятия Таможенного кодекса, таможня в глазах предпринимателей, по уровню своей коррумпированности, стояла на первом месте. После принятия ТК несколько лет тому назад, они «сдали свои позиции» и «съехали» на 6-7 место. Исследование полугодичной давности снова показало тревожные тенденции — таможня «вернула себе первое место». Почему это произошло?!
По мнению Геннадия Шестакова, причина такого колебания заключается в том, что Таможенный кодекс, с законодательной точки зрения, закрыл некоторые «лазейки», что негативно отразилось для таможенников. Потом они «привыкли и адаптировались» и нашли новые «лазы» в законе. Это и позволило им «наверстать упущенное».
Таможенный кодекс — документ далеко не однозначный. Его обвиняют в том, что крупный бизнес пролоббировал для себя множество различных прав, преференций. А это не очень хорошо отразилось на малом и среднем бизнесе.
В разный период «табель о коррумпированности» строится по-разному. Иногда вершину коррумпированности могут возглавлять налоговики. А предприниматели утверждают, что «нет на свете никого коррумпированней налоговиков!». Потом они также начинают говорить о таможенниках, пожарных, полицейских, ЧСниках. А по большому счету, здесь, наверное, трудно говорить о четких тенденциях. Проще говоря, всем хочется жить не на копеечную зарплату, и плюс еще прибавим сюда корпоративный интерес. Бороться с ним также легко, как идти с винтовкой на танк.
Геннадий Шестаков, уж в который раз говорит о создании электронной фискализации таможни, жестком учете всех платежей. Именно при помощи электронного правительства, электронной таможни, можно кардинально перестроить коррупционную систему. Прозрачность деятельности всей вертикали может принести позитивный результат.
Однако и здесь не все гладко. Президент АТБ сказал, что система Веб-декларант вносит раздор в отношения таможни и участников ВЭД.
Проблема снова упирается в бюрократические проволочки. Для того чтобы декларанту и брокеру заполнить электронную форму декларации требуется около 40 минут. А для того, чтобы она дошла до инспектора требуется около трех часов. Таможне еще очень сложно привыкнуть к тому, что она живет в век космических и компьютерных технологий и скоростей.
Таможенные брокеры утверждают, что таможня делает это для того, чтобы отчитаться о наличии электронной системы, но ничего не делает для того, чтобы эта система эффективно работала для участников ВЭД.
Здесь есть несколько причин для саботажа со стороны таможенников в отношении электронной системы учета и регистрации. К примеру, сразу может сократиться объем предоставляемых документов. Таможенные брокеры предлагают оставить около 4-5 документов, в то время как сегодня таможня требует около 20.
Предприниматели, по большому счету, не испытывают большого вдохновения от принимаемых поправок и нововведений, хотя порой отписывают в порядке политеса реверансы и комплименты таможенникам. По их мнению, принимаемые поправки пока не решат существенно проблем, связанных с поборами и мздой, с пропуском таможенниками контрабандистов, поправки не способствуют и борьбе с демпингом.
Один из ответов на вопрос, почему китайские товары такие дешевые, заключается в том, что он не проходит все таможенные процедуры, и становится контрабандным. Большинство товара, который находится на рынках, является контрабандным.
Для борьбы с контрабандой Геннадий Шестаков предлагает легализовать всю эту огромную массу. Что является одной из мер. Для успешной борьбы, конечно же, необходимо намного больше.
Предприниматели говорят, что таможня хоть и постепенно, маленькими шажками, но меняется. Это заставляют делать мировые экономические отношения, давление со стороны бизнес-ассоциаций.
Один из предлагаемых методов борьбы с коррупцией — создание противовеса взятке, например, в виде развернутого социального пакета, в который входили бы особенные пенсии, льготы и иные преференции. Несомненно, страх перед его потерей (если такой пакет вдруг появится) должен вроде бы охладить коррупционные поползновения, но что делать с давлением пресловутого корпоративного интереса?
Вот здесь уже должен быть разработан очень тонкий, но эффективный законодательный, административный, управленческий, кадровый и другие комплексы мер. Именно на их создание и внедрение может уйти очень много времени.
Справедливости ради нужно сказать, что на границе стоят не только пограничники и таможенники. Там есть и другие проверяющие.
Можно бороться за чистоту в рядах таможенников, но вот чтобы бороться с коррупцией в других контрольно-надзорных органах, понадобится столько же сил в контексте каждого из них.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru