Скитания батыра Кобланды - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скитания батыра Кобланды

Скитания батыра Кобланды

На днях вся общественность Актобе отправилась в дальнее путешествие по бездорожью - в село Жиренкопа Кобдинского района.

  • 6 Сентября 2006
  • 4917
Фото - Caravan.kz

По преданиям и легендам именно здесь жил и боролся за свою родную землю с калмыками народный герой Кобланды. Сюда после долгих скитаний и мытарств привезли и его останки.
220 километров «по столбам» оказалось испытанием не только для людей, но и для транспорта. Журналистский автобус на кочках «убил» амортизаторы (на обратный путь потребовалось уже не четыре часа, а целых семь). Так мы добирались на место погребения останков легендарного батыра.
Местные власти впопыхах попытались решить проблему бездорожья в направлении Жиренкопы, засыпав огромные колдобины на дорогах щебнем. А кое-где явно отмечались, как метко подметили мои коллеги по цеху, «перегибы на местах»: асфальт просто стесали гусеничным трактором, который оставил после себя такие следы, что даже при 20 км в час трясучка в машине стояла невероятная.
При этом акиматовские «тойоты» и джипы преодолевали это пространство на довольно большой скорости — служебные машины не жалко. И это при том, что подготовка к мероприятию велась довольно давно. Примерно с 2002 года начались в этой местности топонимические исследования, затем археологические. И все это время проблема с дорогой не решалась…
Организаторы мероприятия в лице Департамента внутренней политики и управления культуры области, учитывая все те же дорожные проблемы, на место прибыли заранее, чтобы принять прибывших гостей и руководство области. А вот артисты областного Драматического театра им. Ахтанова, изображавшие батыров в театрализованном преставлении, приехали в Жиренкопу и вовсе за день, чтобы успеть осмотреться и подготовиться.
А событие выдалось действительно из ряда вон выходящее. На Родину вернули останки легендарного воина и защитника отечества, о котором только эпосов существует больше 30 различных вариантов. И жил он не где-нибудь, а здесь, в наших, актюбинских степях!
Правда, всем этим торжественным событиям предшествовала скорее грустная история, о которой журналистам поведал Оразак Исмагулов, приехавший вместе со своей дочерью и коллегой Айгуль Исмагуловой.
Семья ученых-антропологов стала здесь самым почетным гостем, ведь им удалось доказать, что именно в этой местности был погребен народный герой Кобланды.
В конце 60-х годов теперь уже прошлого столетия на поиски захоронения Кобланды-батыра с благословения тогдашнего министра культуры Казахстана И.Омарова отправились двое ученых.
По словам профессора-антрополога Саима Балмуханова, который был близко знаком с главой Минкультуры, у последнего была давняя мечта: создать галерею казахских батыров и государственных деятелей из скульптурных бюстов на основе реальных воссозданных портретов. И разместить ее в восточной части Алматы у подножия гор, там, где теперь находится телевизионная башня. А сделать это можно было, естественно только в ходе археологических раскопок. Не выдумывать же образ народного героя из головы?
Хотя этим нынче сильно грешат современные художники, штампующие под одну гребенку и великих ханов, и биев, и батыров. Дескать, его ж никто из ныне живущих не видел.
Вот для этого и существуют ученые-антропологи, которые чуть ли не насмерть бьются с художниками, чтобы те за основу портретов брали именно антропологическую реконструкцию лица по черепу той или иной известной личности.
Так вот, чтобы разместить бюст народного батыра в галерее, г-н Омаров отправляет самого Саима Балмуханова, а вместе с ним некоего Ноэля Шаяхметова (как его позже назовут — антрополога-любителя, на самом деле он был медиком по образованию и в течение нескольких месяцев в лаборатории М.Герасимова в Москве освоил методику антропологической реконструкции, но об его участии в этой экспедиции чуть позже) на поиски могилы Кобланды-батыра.
Кстати, даже о времени проведения первых раскопок информации достоверной нет, одни говорят, что это был август 1967 года, другие — тот же месяц, но 69-го.
Во всех дошедших до сегодняшних дней эпосах о великом батыре местность была очень узнаваемой — поселок Жиренкопа Кобдинского района Актюбинской области (чуть больше 200 км от Актобе). Естественно, что местные власти пошли навстречу и помогли в организации проведения раскопок.
В самом селе все еще живут сельчане, которые помнят прилет на двухместном самолете двух ученых:
— Ноэль нам представился учеником Герасимова, — вспоминает бывший экономист тогдашнего совхоза 80-летний Байсакал Убайдуллин. — Тогда уже на могиле не было ни камня. Все разобрали на строительство маслозавода. А когда союз развалился, и сам маслозавод также разобрали. И когда Ноэль приехал, могилу едва было видно — полметра от земли.
Ноэль Шаяхметов раскопками занимался непосредственно сам. Чуть меньше, чем за неделю он извлек все костные материалы из захоронения и вместе с ними уехал в Алматы. Кроме предполагаемых останков самого Кобланды-батыра рядом были обнаружены еще несколько захоронений, которые он также прихватил с собой.
Подобные экспедиции в рамках той же задумки Минкультуры он успел совершить на погребения еще нескольких видных казахских деятелей — Исатая Тайманова, Курмангазы. Чуть позже выпустил небольшую брошюру «Из глубины веков», где представил антропологическую реконструкцию Махамбета Утемисова. Но на этом все и закончилось. Вскорости Шаяхметов уезжает жить в Москву, а все материалы раскопок так и остаются у него.
Почти 40 лет он хранит все это у себя в квартире, в обычных картонных ящиках. И до сих пор на вопрос, зачем он так сделал, все антропологи пожимают плечами. Не знаем, мол, он нашел, значит — автор, что поделаешь…
И только в 2000 году Ноэль Шаяхметов почему-то решил вернуть находки.
По версии самого Оразака Исмагулова, который впоследствии и продолжил исследования останков Кобланды, Шаяхметову они были просто уже ни к чему:
— Я так думаю, что эти коробки просто хранились в квартире у его сына в Алматы. А потом стали мешать, вот он их и решил сдать нам. Нам он ничего не объяснил толком, заявил просто, что хотел бы собранные им костные останки людей без определения их принадлежности оставить у нас, так как он ими никогда больше не будет заниматься. А на мой вопрос, не сохранились ли какие-либо записи, полевые дневники, фотографии, измерительные антропологические или хотя бы общие описания этих костных материалов, — ответил отрицательно.
Антропологам действительно пришлось туго. В их руки попали несколько картонных коробок с черепами и скелетами. Разбирайся, как знаешь, что кому принадлежит. К тому же хранение в обычной квартире на их состоянии тоже сказалось далеко не в лучшую сторону.
Правда, к подробному изучению полученных материалов ученые приступили совсем недавно, когда актюбинские власти обратились к ним с просьбой все же идентифицировать, если среди «мощей» останки Кобланды-батыра.
Тогда в Актобе как раз началось активная разработка и реконструкция культурно-исторических памятников, которых на территории области предостаточно.
К примеру, мавзолей Абат-Байтак. Кстати, к его сегодняшней реконструкции современными материалами ученые относятся неоднозначно. Многие считают, что это просто кощунство — так менять облик сохранившегося до наших времен исторического памятника. И не лучше ли было постараться просто сохранить его для потомков в таком виде, каким он был до «капитального ремонта».
В прошлом году в рамках программы «Культурное наследие» в Актобе прошла научная конференция, посвященная Кобланды-батыру.
Сюда съехались известные ученые-историки со всего Казахстана. Тогда и было принято решение, во что бы то ни стало вернуть батыра на Родину и предать останки земле.
Конечно, спустя почти 40 лет пришлось организовывать и повторную экспедицию. И можно только удивляться настойчивости ученых, которым все же удалось идентифицировать останки Кобланды-батыра.
К слову, до недавнего времени даже не было единой версии, в каком же веке на самом деле жил легендарный батыр. Назывались и 12-13 век и 16-18. И только когда семейная династия Исмагуловых — отец и дочь, на месте раскопок обнаружили женские украшения, датирующиеся 15 веком, удалось доказать истинный временной промежуток, в котором и совершал свои подвиги народный герой.
— Я очень благодарен академику Саиму Балмуханову, который был в той первой экспедиции, он очень помог нам, хоть как-то восстановить обстоятельства тех раскопок.
И только после того, как Исмагуловым удалось из груды различных останков определить искомое, череп тут же был отправлен лабораторию антропологической реконструкции им. Герасимова Института истории и этнологии. Да-да. В тот самый, куда сорок лет так и не довез его Шаяхметов.
Московские ученые-антропологи на основе черепа воссоздали облик героя народных эпосов. И в натуральную величину из современного, специального разработанного для таких целей материала — пластика американского производства, — отлили бюст. Только этот материал способен выдержать наш резкоконтинентальный климат: жаркое сухое лето и морозную ветреную зиму.
Бюст установлен рядом с могилой, где отныне с миром покоится батыр.
— Пока мертвые не будут удовлетворены, живые не разбогатеют, — эту народную мудрость напомнил актюбинцам местный поэт Амантай Утегенов. — Ведь я сам из этого же Кобдинского района. А в детстве, читая сказочный эпос, я даже и подозревать, не мог, что по тем же степям, где я бегал мальчишкой, на своем верном коне Тайбурыле воевал с врагами народный герой Кобланды.
Извинялся перед народом и Оразак Исмагулов, извинялся за всех ученых, за нелепость самой ситуации со скитаниями останков батыра по всему бывшему Союзу:
— Нам по профессии своей приходится делать эту работу, держать в руках останки усопших. Заниматься их исследованием. Перед Аллахом и самим Кобланды-батыром прошу прощения за то, что нарушил покой святого. Но не было в моей работе корысти, ведь делал я это только ради народа, его истории.
Теперь это место станет святыней. Сюда будут приходить на поклонение. А в следующем году приступят к возведению целого мемориального комплекса, который займет площадь в 5 гектаров.
Но долго еще придется просить прощения у мертвого, который так долго не мог найти себе пристанища по прихоти живущих…