Неуверенность в долгосрочном сотрудничестве между Россией и Казахстаном основывается на двух факторах.
Во-первых, президент России В.Путин в 2008 году сложит с себя президентские полномочия.
И хотя согласно международному праву заключенные межгосударственные соглашения и договоры подлежат исполнению независимо от смены руководства, в странах бывшего СССР многие такие документы заключались де-юре между странами, де-факто — между их руководителями.
И сейчас Астане трудно предугадать линию поведения будущего преемника В.Путина, что и стало определяющим фактором во временном ограничении подписанного Плана совместных действий двух стран.
Во-вторых, динамично изменяющаяся геополитическая ситуация в мире и на евразийском пространстве диктует политическим лидерам более осмотрительно подходить к заключению долговременных соглашений. Достаточно вспомнить ситуацию, когда Россия и Туркменистан заключили между собой долголетний договор о транспортировке туркменского газа.
А после ухода их жизни Туркменбаши, руководство России приложило все усилия для того, чтобы новый президент Туркменистана согласился продолжать дело своего предшественника и соблюдать ранее заключенные договоренности с Москвой.
Существующая традиция, когда государства выбирают для реализации амбициозных проектов равносильные с ними страны наиболее ярко себя проявила на прошлой неделе, когда Москва провела многоходовую комбинацию, реализация которой вывела на новую орбиту взаимоотношения России и республик Центральной Азии, а также повысила статус Москвы в глазах Европейского Союза.
Напомним, что первый шаг Кремль сделал в направлении Ак Орды. Президенты двух стран на встрече не только подтвердили свои намерения в консолидации усилий в направлении согласованных действий в нефтяной отрасли, но и фактически предприняли конкретные шаги.
Так, инициатива президента Казахстана Н.Назарбаева по расширению Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), от 23 до 40 млн. тонн ежегодно, была поддержана президентом России В.Путиным.
Другой интерес Астаны проявился к проекту нефтепровода «Бургас — Александруполис» (в котором участвуют Россия, Греция и Болгария). Здесь Казахстан намеревается приобрести у Греции и Болгарии доли, что с подачи Путина приобретает вполне реальные очертания.
В свою очередь, Ак Орда поделилась с Кремлем своими планами по привлечению крупных иностранных компаний к освоению целого ряда нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия.
Встреча снова показала, что на прошлой неделе в Астане собрались два прагматика, реально оценивающие свой потенциал, перспективы и риски проектов, которые оказались для Казахстана и России наиболее привлекательными.
А факт того, что в своем турне по Центральной Азии В.Путин в первую очередь посетил Казахстан, не только показывает лидирующие позиции Астаны в регионе, но и является своеобразной демонстрацией тесных связей между двумя странами.
Что касается визита президента России В.Путина в Туркменистан, то и здесь Москва должна была решить для себя несколько вопросов.
Во-первых, В.Путину необходимо было в очередной раз заручиться поддержкой президента Туркменистана Бердымухаммедова в отношении приверженности нового руководства Туркменистана ранее заключенным соглашениям.
Повторный маневр со стороны российского руководства выглядит вполне обоснованным, так как в туркмено-российских отношениях уже имели место случаи отхода от ранее оговоренных моментов. Так, в последнее время отмечались попытки Ашхабада частично пересмотреть договоренности 2003г., в частности, цены на закупаемый «Газпромом» туркменский газ. В Ашхабаде в 2006 г. много говорили о необходимости пересмотра цены на газ для России. Что не могло не беспокоить Москву.
Во-вторых, Москва должна быть уверена в намерениях и незыблемости позиции Ашхабада по отношению к действующим трубопроводам между Туркменистаном и Россией.
Единая позиция в данном вопросе является для Кремля своеобразной базой для выдвижения новых инициатив по межгосударственному сотрудничеству в области энергоресурсов.
В-третьих, заручившись поддержкой Астаны, Москва в переговорах с Ашхабадом апеллировала уже не только своими интересами, но и отношением к ее инициативам со стороны Ак Орды. А состоявшийся после встречи В.Путина и Г. Бердымухаммедова приезд в Туркменистан президента Казахстана Н.Назарбаева, подтвердил заинтересованность Казахстана в реализации совместных трехсторонних проектов.
Становится очевидным, что Москва, объединив интересы Ашхабада и Астаны, взяла инициативу в свои руки.
Тройка богатых энергоресурсами стран сошлись во мнении, что транспорт и коммуникации являются сегодня одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между странами.
Тем самым три страны, объединив усилия в энергетической сфере, становятся ведущим поставщиком энергоресурсов в Европу. Что не может не настораживать другие страны, через территорию которых проходит транзитом газ, и с которыми у России в последнее время складываются напряженные отношения.
Фото с сайта http://www.rg.ru