Но хотя история и переписывается постоянно, искажается, замалчивается, — правда все равно торжествует. Потому что есть в ней такие главы, которые переделать невозможно.
Созданные несколько веков назад, они находятся в буквальном смысле под ногами. Кое-какие из них уже обнаружены и стали объектом научных исследований, поводом для сенсационных статей. Но есть такие, что даже став настоящим открытием, не вызывают интереса у историков местного масштаба.
Впрочем, о существовании петроглифов (наскальных рисунков) в горах южного Казахстана краеведы и историки знают не первый год. Всему миру известны образцы наскальных изображений в ущельях Тамгалы (Алматинская область), Ешкиольмеса, Каратау (Южно-Казахстанская область). Эти исторические памятники стали настоящим достоянием страны, вошли в туристические маршруты.
Причем петроглифы можно увидеть как раз-таки вблизи прохождения караванных путей, компактного проживания людей.
На петроглифы, обнаруженные школьниками в местности Ботамойнак и ущелье Карасай, что находится в тридцати километрах от Тараза, пока ничье внимание обратить не удалось.
— Даже в дирекции по охране культурных памятников Жамбылской области об этих образцах ничего не известно, — говорит преподаватель истории средней школы № 42 города Тараза Любовь Исатаева. — Наскальные рисунки являются своеобразным искусством древних народов, существенным пластом первобытной истории и культуры. К тому же петроглифы — это информация о жизни и быте человека в древности. Без расшифровки этих рисунков некоторые страницы истории человечества не были бы прочитаны.
Любовь Жантаевна — человек, относящийся к истории родного края по-настоящему неравнодушно. Каждое лето она организовывает для своих учеников поездки на природу, в ходе которых дети на месте узнают гораздо больше о флоре, фауне и истории своей Родины, чем об этом им бы рассказали в классе. Даже с применением инновационных методов.
Три года назад именно во время такого выхода на природу и были обнаружены петроглифы, о которых потом сама Любовь Исатаева и ее ученица Ксения Кривоногова не смогли найти никакой информации ни в городских библиотеках, ни в интернете. Чуть позже к исследованию присоединился жамбылский историк-краевед Кузембай Байбосынов, который помог составить описание первых наскальных рисунков, которых в общей сложности обнаружено около 1000. На данный момент описали пока только половину из них.
О чем свидетельствуют камни
Всегда интересно узнать что-то новое о человечестве. Сразу отмечу, что о человеке петроглифы из Ботамойнака не рассказали ничего, о чем его потомки не знали бы. А вот изображение оленей и бизонов стали открытием. По крайней мере, для меня — оказывается в эпоху бронзы, когда неизвестный художник трудился над наскальными рисунками, на территории Жамбылской области можно было встретить оленей и бизонов.
Еще здесь водились быки-туры, газели, лисы, барсы. Поразило изображение животного, похожего то ли на носорога, то ли на бегемота. Тоже загадка для пытливого ума. И что может означать изображение неизвестного животного, которое в различных исторических источниках числится под названием «монстр».
Внимательно изучив компьютерную обработку «монстра» я позволила себе пофантазировать и предположить, что во времена бронзового века по степям южного Казахстана гуляли … травоядные динозавры, которых, в конце концов, истребили первобытные охотники.
Хорошей пищей для размышления является рисунок полосатого, под зебру, бизона. Если учесть, что древние художники серьезно отнеслись к точности передачи анатомических особенностей животных, то вряд ли они допустили бы вольность при их «раскраске». Потому что верблюд очень похож на верблюда, а на боках снежного барса можно разглядеть характерные пятнышки, хорошо знакомые каждому из нас.
Кроме животных и птиц на скалах можно рассмотреть сцены из жизни человека: охота, возделывание земли, война, роды. Причем роженицы изображены не только стилистически, но и вполне реально. Рисунки, передающие межличностные отношения, у исследователей носят название «адоранты».
Есть также солярные изображения. Всему миру известен петроглиф «Солнцеголовый человек». В Ботамойнаке такого рисунка нет. Есть другой, изображающий круг с прикрепленной к нему … ручкой. Что он может означать, исследователи пока сказать затрудняются. К тому же этот рисунок, как оказалось, сделан позже, и нанесен на более раннее изображение бегущих лисиц.
Солнечный круг — небо вокруг
Эта строчка популярной песни, как никогда подходит к наскальным рисункам. Почему? Потому что сохраняются они только в условиях той климатической зоны, в которой находятся.
Тем не менее, местные жители проявляют к историческому наследию своего края, ужасающее невежество. Мало того, что на некоторых петроглифах можно увидеть надписи, свидетельствующие что «Здесь был Вася в 1999 году», так руководство средней школы поселка Акбулым решило пополнить коллекцию школьного музея фрагментом наскальной живописи. Камень элементарно выломали из скалы и выставили на полке для всеобщего обозрения.
— Этого нельзя было делать ни в коем случае, — возмущается Ксения Кривоногова. — Петроглифы потому и дошли до наших дней, что сохранился «черный загар» на камнях, который образуется в результате взаимодействия климатических условий, окиси марганца и железа, а также солнечной радиации. Если камни убрать в помещение, то через некоторое время он просто обесцветится и рисунок пропадет.
Наскальные рисунки Ботамойнака выбиты на отдельных камнях, гладких поверхностях, обломочных породах базальта. Рисунки по сей день являются предметом поклонения и исполнения ритуальных обрядов. И совершенно неинтересны как исторический объект, потому что о них ничего не сказано в исторических справочниках. Даже в «Своде исторических памятников по Жамбылской области» изданном в 2002 году, о петроглифах нет никакой информации. Выпали они из сферы внимания местных краеведов, как будто их никогда и не было.
Вода камень точит
Резко континентальный климат Жамбылской области бережно отнесся к наскальным рисункам Ботамойнака, которые, я надеюсь, все же войдут в число 150 наиболее крупных местонахождений петроглифов в Казахстане.
Кстати о наскальных рисунках в 1973 году писал историк-краевед Кадырбаев в своей книге «Наскальные изображения хребта Каратау», дав описание многих тем, использованных и художниками, оставившими петроглифы в Ботамойнаке.
Однако этот исторический объект требует более пристального внимания, о чем сегодня, к сожалению, приходится только мечтать.
Ведь с семидесятых годов прошлого века рисунки на скалах местных гор никто не изучал. Археологи и историки сегодня заинтересованы исследованием древних археологических памятников, курганов, в которых можно найти ценные археологические объекты. Что поделать, меркантильные интересы играют первостепенную роль.
Но и петроглифы могут приносить немалую прибыль, если включить их в туристические маршруты. О том, что туристы будут охотно знакомиться с петроглифами, свидетельствует немалый интерес к ним со стороны иностранцев, работающих в Таразе.
Но даже столь оптимистические перспективы разбиваются о суровую стену реальности — туристы освоят новые маршруты в лучшем случае через пять лет. Ведь для детальной разработки плана реализации программы под названием «Петроглифы Жамбылской области» необходимы время и деньги. А когда вопрос, как у нас любят выражаться чиновники, «упирается в финансы», его решение тоже долго не сходит с мертвой точки.
* * *
Сложилась классическая ситуация, когда возможности и большие перспективы в развитии того же «туристического кластера», становятся камнем преткновения для местных чиновников, которые, вероятно, никогда и видели наскальных рисунков.
Еще и потому что работа школьницы Ксении Кривоноговой «Культурное наследие прошлого на примере петроглифов местности Ботамойнак», представленная на рассмотрение жюри межшкольной олимпиады по истории Казахстана, не вызвала у членов комиссии особого интереса.
И пока будет такое отношение к народному достоянию, к посланию, оставленному нам далекими предками, петроглифы со временем просто-напросто исчезнут. Пропадут в результате растаскивания по школьным и иным музеям, скроются под «автографами» наших современников, либо разрушатся от воздействия атмосферных явлений.
Но этого может и не случиться, если обратит свой взор на проблему инспекция историко-культурного наследия, наладит охрану объекта, внесет петроглифы в очередной свод исторических памятников Жамбылской области.
Что и станет убедительным поводом для создания шестого туристического маршрута, в который будет включена живописная местность Ботамойнак, где на каждом шагу можно встретить удивительные и загадочные послания наших праотцов…