В этом уверен ИТ-архитектор Центра устойчивого развития столицы Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО. Вместе с командой специалистов в эти дни астанчанин запускает проект е-knot по цифровизации ЖКХ в Нур-Султане, Костанае и Павлодаре, а к концу года география пилота должна распространиться на всю страну. “КАРАВАН” узнал детали.
Не было бы счастья
Несколько лет назад эксперт вместе с единомышленниками пытался запустить в стране проект е-КСК, однако КПД оказался невысоким, честно признает Виталий:
– Мы автоматизировали работу КСК, но дальше был необходим контроль работы кооперативов со стороны собственников квартир. Но не более 3 процентов из их числа проявляли интерес к управлению имуществом. У людей был такой подход: придет государство и решит наши проблемы, не дадут нам замерзнуть. Ребят, у вас насосы накрылись, а вы ждете помощи акимата!
Но нет худа без добра. В начале года вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”, потом грянула пандемия COVID-19, страна ушла на карантин, а вопросы ЖКХ, не терпящие отлагательств, требовали решения. И проект e-Knot оказался как нельзя кстати – платформа переводит коммуникации собственников общего имущества с госорганами, управляющими и сервисными компаниями в цифровой формат, оцифровывает управление домом и придомовой территорией. Каналы взаимодействия – мобильное приложение, портал, соцсети и мессенджеры.
– Через одноименное приложение в пилотном режиме уже проходят онлайн-собрания владельцев квартир, голосование (голосовать можно через ЭЦП или SMS-подтверждение), протоколирование. Собственникам не нужно никуда ходить, неважно их местонахождение, а ведь это большая проблема для столицы – найти хозяина квартиры, который чаще всего сдает ее, а сам живет в другом месте. Приложение решает эти задачи, – говорит Виталий Пустовойтенко.
Демократичный e-Knot
Также e-Knot запускает демократию в ЖКХ: вы, как собственник, можете инициировать любой вопрос и последующее обсуждение с соседями для вынесения на общее собрание.
– Например, пишете пост о том, что хотите поставить скамейки у подъезда. На одну скамейку нужно 200 тысяч, на 5 подъездов нужен 1 миллион тенге. За вашу идею голосуют, и если она получает поддержку 10 процентов собственников, то дальше вопрос выносится на повестку дня общего собрания. В случае принятия положительного решения оно обязательно к исполнению, – отмечает собеседник.
Через приложение можно подать заявку напрямую исполнителю, минуя диспетчера. Другой ключевой момент, который внедрили разработчики, – стандартизованный бухгалтерский учет и отчетность.
– Ежемесячные онлайн-отчеты, графики, детализация до платежа, облачная бухгалтерия – всё это снижает затраты ОСИ (объединения собственников имущества. Они пришли на смену КСК, которые должны быть ликвидированы до 1 июля 2022 года), риски потери информации и делает кассу вашего дома прозрачной, – подчеркивает Виталий Пустовойтенко.
По мнению эксперта, новая модель отношений, закладываемая законодательными изменениями, поможет реформировать систему и воспитать собственника.
– Большинство собственников квартир привыкли к принципу: “моя хата с краю”, когда жителей нижних этажей не заботит протекающая крыша, а их соседей сверху, наоборот, не волнует регулярно затопляемый подвал. Но на самом деле это вас касается: та же кладовка в доме – это ваше общее имущество, и ОСИ может сдавать ее в аренду, а на полученные деньги покрасить подъезд. Сегодня же ситуация такова, что деньги от сдачи помещений дома нередко идут в карман председателя КСК, либо де-юре они сдаются по заниженной стоимости, а де-факто – по завышенной. И на “скрытых бонусах” сидит ваш председатель, – говорит ИТ-архитектор. Куда уходят доходы КСК
Большая стирка
Еще один важный вопрос, который снимает e-Knot, – сколько вы на самом деле платите за КСК. Например, за ваш квадратный метр в квартире на Правом берегу столицы – 45 тенге, а на Левом берегу в доме известного застройщика этот тариф – 60 тенге. Но вы помимо этого платите 1 тысячу тенге за лифт, 380 – за домофон, шлагбаум и видеонаблюдение, еще за ОДН (общедомовые нужды). Итого: услуги КСК вам обходятся дороже, чем жителям Левого берега.
– В нашем приложении мы сводим данные по различным коммунальным платежам в аналитику, и собственник может сравнить свои траты с тратами соседей и сэкономить. Например, в вашем районе квартира с такой же квадратурой и таким же количеством прописанных людей тратит 120 киловатт электроэнергии, а у вас расходы на 200 киловатт. Стоит задуматься о перерасходе и начать экономить.
То же – по ОДН: когда вы поймете, что они раздуты из-за плохо закрывающейся в подъезде двери, когда батареи включаются на полную мощность или из-за горящей весь день лампочки, то и дверь замените, и освещение с детекторами движения поставите, в итоге сэкономите значительные суммы. Или в вашем доме открыли овощной магазинчик, который подключился к вашему общему счетчику, а деньги за использованную энергию владелец лавки платит не в общую кассу КСК, а лично председателю или электрику, который допустил это подключение. Приложение позволяет раскрыть все затраты и не допустить теневых схем, – акцентирует наш собеседник.
В планах у e-Knot – интегрировать приложение с основными информационными и платежными, в том числе коммунальными, налоговыми системами, регистром недвижимости, судебным кабинетом, реестром административных правонарушений.
– Изменить сознание наших людей – главная цель е-knot. Само название переводится как “цифровой узел”, “сообщество”. Мы обыграли имя пилотного проекта с енотом – любимым образом из детства, вечно занятым полезными делами типа стирки вещей и уборки дома. Суть нашего проекта в этом же – “отстирать” ЖКХ от грязи, накопленной за все эти годы, – резюмировал Виталий Пустовойтенко.
НУР-СУЛТАН