Почему КТЖ надо держать на "голодном пайке" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему КТЖ надо держать на "голодном пайке"

Почему КТЖ надо держать на "голодном пайке"

Нежелание правительства поднимать тарифы на перевозку железной дорогой принесло неожиданный результат: сидя на голодном пайке, НК «Казахстан темир жолы» будто нашла внутренние резервы.

  • 11 Мая 2023
  • 21889
Фото - Caravan.kz

В 2022 году НК "КТЖ", по собственным заявлениям, поставила рекорд: впервые за свою историю грузооборот компании превысил 252 млрд тонно-км нетто.

И самое главное: КТЖ научилась получать прибыль от пассажирских перевозок! Руководство компании постоянно плакалось, что перевозка людей не приносит предприятию прибыли. Из-за этого даже была проведена реформа железнодорожного транспорта. И вот результат: выручка НК от перевозки пассажиров в прошлом году составила 195 млрд тенге, а прибыль за год – 8,5 млрд тенге. Все это указано в консолидированной отчетности АО НК «КТЖ» за 2022 год. Может быть, наконец сыграл эффект масштаба. За год перевезено более 14 млн пассажиров, что на 21,4 % больше, чем в предыдущем. Пассажирооборот увеличился почти на треть. Авиаперевозки же подорожали, и люди вспомнили, что по «чугунке» тоже можно путешествовать. Правда, не с таким комфортом, как на самолете. О жалобах пассажиров на условия передвижений в поездах мы писали неоднократно.

Для сравнения, в 2021 году КТЖ получила убыток от перевозки пассажиров в 312 млн тенге. В 2020 году – все 7 млрд тенге. И субсидий вроде компания получила даже меньше на 1 млрд тенге, чем год назад: только 38 млрд тенге.

Второй важнейший пункт – скорее, экономия. Компания получила год назад большой убыток от курсовой разницы: 53 млрд тенге только по грузовым операциям. В 2022 году убыток сократили до 12 млрд тенге. Вот они, внутренние резервы! В тупике: Казахстан может получить еще один банк, но потерять железную дорогу

В целом за 2022 год КТЖ смогла получить прибыль в 36,9 млрд тенге. Это намного меньше, чем годом ранее (120,6 млрд тенге). В финансовой отчетности прямо не говорится, но незримо ощущается работа по снижению коррупции внутри компании. КТЖ собирается поднять тарифы

Зримо это видно по работе МВД и Антикоррпупционной службы. В октябре прошлого года Антикор сообщил о выявлении коррупционных рисков в КТЖ. Они связаны с административными барьерами и коррупционными схемами при подаче вагонов, отсутствием цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями. За последние 5 лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций.

Такие успехи нацкомпании не могут не радовать. Но этот год может все испортить. КТЖ начала планомерно поднимать тарифы на все. В конце прошлого года ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщило об увеличении тарифа на услуги локомотивной тяги. В апреле КТЖ подняла тарифы на услуги магистральных путей. Теперь ждем роста цен на перевозку пассажиров. В этих сферах «Қазақстан темір жолы» почти монополист.

Все это увеличит доход компании, а мы теперь знаем, к чему это приведет: к росту расходов на консультантов, зарплат для начальства и снижению качества услуг. В общем, к снижению финансовой дисциплины и, возможно, очередным скандалам. Прошлый год показал, что для этого КТЖ должна быть голодной. И повышать тарифы для компании надо очень осторожно.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Главной транспортной прокуратурой в рамках планового анализа изучен приказ уполномоченного органа в сфере транспорта «Об утверждении методики определения предельных уровней цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров по социально значимым сообщениям» (далее — Методика). Об этом сообщается на сайте ведомства.

Установлено, что в Методику неправомерно включена формула по определению стоимости проезда по принципу динамического ценообразования, которая фактически могла привести к повышению цен на проездной документ.

На данный нормативный акт 21 февраля т.г. Главной транспортной прокуратурой принесен протест в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, который удовлетворен в полном объеме.

На сегодня применение динамического ценообразования при продаже железнодорожных билетов приостановлено, проект приказа об исключении этой нормы находится на стадии согласования с уполномоченными органами.

Инициированные прокуратурой поправки позволят существенно снизить стоимость проезда пассажиров в поездах и установить фиксированную цену билетов.