Именно в этот день в СМИ появилась информация, что отечественная интеллигенция начала сбор подписей в поддержку казахского языка. Под открытым письмом Президенту Касым-Жомарту Токаеву, по данным на 15 апреля, подписалось уже более 700 человек. Авторы письма требовали лишить русский язык государственного статуса.
По состоянию на 15 апреля под письмом подписалось 729 человек, среди них писатели Дулат Исабеков, Абдижамил Нурпеисов, Кабдеш Жумадилов, народный артист Асанали Ашимов, академик Амангельды Шорманов и другие представители казахской интеллигенции.
Примечательно, что это уже не первый раз, когда авторы данной газеты публикуют открытое письмо в поддержку казахского языка. В декабре 2018 года на портале «Казақ үні» схожее обращение, по их данным, подписали более 54 тысяч человек.
А новое обращение к Президенту о пересмотре закона о госязыке по состоянию на 24 апреля 2020 года подписали уже более 100 тысяч человек.
Эта ситуация вызывает весьма противоречивые настроения в обществе, в некоторых медиа этот шаг уже успели назвать «письмом против русского языка».
К сожалению, несколько представителей отечественной интеллигенции, выступавшие за лишение русского языка в Казахстане госстатуса, вежливо отказались от комментариев корреспонденту медиа-портала Caravan.kz. В их числе и автор письма, казахскоязычный журналист Казыбек ИСА.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с лидером казахстанских интернационалистов Бахытжаном КОПБАЕВЫМ, дабы он оценил подобные меры по поддержке казахского языка в стране.
— Эта мера очень радикальна. И, я думаю, она не продиктована ничем. Только их желанием самовыразиться, как-то показаться. Я же сам нахожусь в казахскоязычной среде постоянно. И сейчас пошла погоня за хайпом, каждое "племя" пытается перехватить плат, кто из них больше казах, патриот. Но все это я не считаю какой-то запланированной акцией, а просто глупой деятельностью определенных лиц, которые действительно ищут какую-то славу. И за это место — быть лидером всех националистов — борются разные радикальные элементы и самовыдвиженцы.
Они в погоне за хайпом бегут все дальше и дальше. И чем радикальнее и катастрофичнее выглядит их предложение, тем оно становится все популярнее среди радикальной части населения. Все, что они говорят, — это фейк.
Ко мне обращались многие русскоязычные активисты, и я их всех призываю к спокойствию. Потому что если русскоязычные активисты примут какие-то контрмеры, то эти "якобы казахские патриоты" забудут о всех своих предыдущих действиях, зацепятся за эти факты. Это обыкновенная провокация, которой пользуются профессионалы. Эти действия направлены лишь на провокацию русскоязычных активистов. Сейчас карантин, у всех возможности ограничены, и эти "якобы патриоты" не знают, что придумать, чтобы держать население в напряжении.
— Как сейчас, на ваш взгляд, обстоит ситуация с развитием казахского языка в стране?
— Проблема с казахским языком на сегодняшний день в стране абсолютно отсутствует. Первый довод этих радикалов — казахскому языку надо учить. Так 30 лет — кто бы в какой школе ни учился — у всех есть предмет "Қазақ тiлi". То есть сказать, что все новое поколение не учило казахский язык, — это неправильно. В советских школах граждан нашей страны также обучали казахскому языку.
На данный момент, считаю, все казахстанцы получали образование. А вот что практики не было, в этом люди не виноваты. Я не считаю, что на сегодняшний день казахский язык как-то ущемлён. Я всегда был за эволюционный рост казахского языка. Никаких насильственных методов быть не должно.
— Однако низкий уровень владения казахским языком среди населения в некоторых регионах имеет место быть. С чем это может быть связано?
— Я это связываю с простым решением о том, что вся программа на якобы продвижение казахского языка была связана только с финансами. Я и ранее говорил, что те, кто решил осуществить пропаганду казахского языка на первой волне, — они сделали большие деньги, стали олигархами и долларовыми миллионерами. Помню 90-е годы, как они боролись за каждый кусок.
Казахский язык рос эволюционным путем за счет увеличения населения. Там, где казахскоязычное население было небольшим, там и уровень владения языка сохранился и до сих пор. Но казахи от этого дискомфорта не испытывали. Но проблема с казахским языком тем не менее была, и она была у оралманов из Китая и Монголии. И тут сыграли наши радикалы, которые подняли эту проблему на свой уровень.
Проблем с языком в Казахстане на сегодняшний день вообще нет. Обязаны говорить на русском/казахском языке только государственные чиновники, а все остальные — нет.
— Как вам кажется, если русский язык все-таки лишат статуса официального в стране, поможет ли это развитию казахского языка?
— Во-первых, это будет дискриминация. Во-вторых, власти на это не пойдут. Поэтому мы — интернационалисты — будем ждать конца этого "шоу", которое ничем не увенчается.
Я задавал им вопрос: развитие языка ДЛЯ ЧЕГО? Они на этот вопрос не могут ответить. Это просто чисто их русофобское эго. Им не важно, будет ли развиваться казахский язык или нет. Им важно, чтобы русскоязычное население испытывало дискомфорт.
Кроме того, сколько наших граждан обучаются в России? Это уже поставило точку над вопросом: нужен русский язык или нет. Я, как казах, говорю: казахский язык в нашей стране не испытывает никаких проблем. Он, напротив, имеет преимущественное право. О проблемах языка часто говорят те люди, которые понятия не имеют об этом.
Тем временем
На портале Аbai.kz опубликована статья о том, что группа казахстанцев подготовила петицию для защиты русского языка. Их главная цель — придание русскому языку статуса второго государственного языка в Казахстане.
По мнению политолога Доса Кошима, такие действия могут привести к не самым позитивным последствиям.-
— Если государство незамедлительно не поднимет уровень государственного языка, не будет принят Закон «О государственном языке», вопрос поддержки и защиты казахского языка народ может взять в собственные руки. Это не входит ни в чьи интересы, поскольку может привести к разладу общества. Также это может привести к опасной ситуации», ― заявил политолог.