Вообще, любые подобные политические кризисы не возникают на ровном месте и, подобно дождевой луже, не исчезают бесследно в грунте.
Хотя, могу и ошибаться. Вполне вероятно, конфликты на время могут рассосаться, но остаются в земле. И при любом резком изменении климата, снова появляется топкое болото.
К сожалению, противостояния в Украине и Киргизии перешли грань, когда лужа была лишь локальным местечковым явлением.
Масштаб и острота конфликтов стали настолько большими, что становится понятным: цели людей или государств, инициировавших их, распространяются дальше, чем кажется, и глубже, чем уже замерено.
В прошедшие выходные киргизский президент Курманбек Бакиев пошел на шаги, способные предотвратить хаос и безвластие. Своим решением он пустил в действие милицию и спецназ. Начался процесс демонтажа юрточного городка на центральной площади — символа противостояния оппозиции и действующей власти. Примечательно хотя бы то, что милиционеры, защищающие ключевые правительственные учреждения и президентский дворец, вооружены огнестрельным оружием.
Акаев не смог, но ушел
В 2005 году тогдашний президент Киргизии Аскар Акаев не смог противопоставить оппозиции ничего, кроме попыток договориться. Его устремления сохранить мир в Киргизии любой ценой, в конечном счете, стали стимулятором еще большей нестабильности в обществе. Конечно, заслуживает всяческого уважения то, что Акаев не стал цепляться за власть, использовать силовые структуры для наведения порядка, а просто покинул страну, оставив ее тандему Бакиев-Кулов. Но при этом Акаев совершил ряд ошибок, ставших для киргизского общества знаковыми.
Во-первых, государство утратило одну из главных своих функций — способность защищаться. Силовые структуры существуют не для того, чтобы создавать видимость государственности. Они должны обеспечивать стабильность в обществе, иногда с применением соответствующих средств воздействия. Государство, не способное защитить своих граждан, обречено на вымирание.
Во-вторых, с того момента, как Акаев покинул страну, в киргизском обществе сформировалось устойчивое убеждение в безнаказанности и вседозволенности. Отныне все разногласия и конфликты можно решать на улицах городов, что к институту классической демократии имеет весьма отдаленное отношение, зато полностью соответствует понятию «охлократия».
Создан опасный прецедент, когда власть может быть оплевана толпой, и последней ничего за это не будет. Этакий правовой нигилизм помноженный на низкую политическую культуру народа.
В-четвертых, сегодня любое применение силы со стороны нынешнего киргизского президента будет восприниматься с особой болезненностью, и посему всякий политический кризис может таить в себе роковую опасность. Киргизы уже давно не опасаются представителей силовых структур, что фактически способствует росту волюнтаристских идей и течений.
Все это вместе взятое делает Киргизию бомбой замедленного действия в Центральной Азии, ставит под угрозу геополитическую стабильность в регионе, богатом природными ресурсами. И вовсе не случайно, центром потенциальной опасности стала страна, которая осталась в стороне от каспийских углеводородов и серьезной промышленной инфраструктуры. Людям здесь нечего терять, работы мало, а поначалу безвозмездная помощь Запада давно превратилась в кредитную кабалу.
Признаки нигилизма
В ночь с 19 на 20 апреля один из лидеров Объединенного фронта оппозиции депутат парламента Киргизии Кубатбек Байболов заявил, что при разгоне организованного оппозицией митинга, Бакиев применил силовой вариант. По словам министра внутренних дел Болота Ногойбаева, при зачистке центральных улиц Бишкека милицией применялись специальные средства, в том числе и светошумовые гранаты. Байболов отметил, что «подобные жесткие меры не смогут остановить выступление людей против действующей власти».
Если скрупулезно проанализировать происходящее, то можно сделать два неутешительных вывода для молодой послеакаевской киргизской государственности. Вывод первый. Милиция так и не смогла окончательно погасить очаги напряженности в Бишкеке, лишь обеспечив относительную безопасность около правительственной резиденции. По словам министра внутренних дел, толпа продолжала бесчинствовать на подступах к центральным улицам. Это создает опасный прецедент дальнейшей эскалации напряженности. Хамид Карзай в Афганистане хотя бы контролирует столицу, тогда как Бакиев в Киргизии — лишь остров в центре Бишкека.
Вывод второй. Оппозицией руководят люди вполне просвещенные, которые понимают фрагментарность влияния нынешнего президента и его неспособность восстановить конституционное поле в стране. Заявления Байболова о том, что выступления будут продолжены, свидетельствуют о неуважении к власти как таковой и ее силовым структурам, в частности.
Ни аресты зачинщиков беспорядков, ни следственные мероприятия по отношению к лидерам киргизской оппозиции сегодня не способны остановить сползание страны в яму правового нигилизма и хаоса.
Спор между властью и оппозицией по вопросу о провокаторах беспорядков может постепенно перейти в другие формы противостояния, вплоть до правительственного переворота. Оппозиция заявляет, что провокаторы наняты властью, власть говорит о намерении митингующих захватить правительственные учреждения. Как бы то ни было, но спираль кризиса пытаются закрутить до упора обе стороны. Компромиссного варианта выхода из кризиса не видно.
Отголоски украинского Майдана
Правительство Украины, возглавляемое лидером Партии регионов Виктором Януковичем, возобновило действие льгот второго президента страны Леонида Кучмы.
Еще в январе 2005 года, когда к власти в результате «оранжевой революции» пришел Виктор Ющенко, тогдашнее правительство Николая Азарова предоставило льготы экс-президенту: дача на пожизненное пользование, два автомобиля, четыре водителя, денежное содержание Кучмы, двух помощников, советника и охраны.
Инаугурация Ющенко состоялась 23 января 2005 года, а 4 февраля он подписал указ о назначении премьером Юлии Тимошенко. В конце февраля украинское правительство отменило распоряжение по льготам экс-главе государства.
Решение правительства Януковича символично. Оно однозначно свидетельствует о значительном укреплении его позиций в жестком конфликте с президентом Ющенко. Динамика происходящих в Украине событий говорит о том, что действующий президент вполне может оказаться «у разбитого корыта». Этот вариант, думается, будет осуществлен в случае, если Ющенко отменит свой указ о роспуске Рады, а парламент в этом случае отменит свои решения о неконституционности президентского указа.
Предполагалось, что это может стать поводом для поиска компромисса сторонами политического кризиса. Однако, понимая суть происходящего, можно со 100-процентной уверенностью сказать, что такие переговоры, по сути, безоговорочная победа Януковича и фиаско Ющенко.
В прошедшую субботу министр юстиции Украины Александр Лавринович сказал, что в украинском законодательстве не предусмотрены возможности приостановления указа президента, и согласившийся на это Виктор Ющенко не может на законных основаниях приостановить действие своего же указа.
Действующий президент понимает, что реально перевыборы Рады 27 мая состояться не могут. Причиной тому, мощное противостояние со стороны правительства, не желающего ни финансировать выборы, ни готовиться к ним со стороны Партии регионов и тех сил, которые ее поддерживают. Фактически Ющенко оказался в ситуации до 2 апреля, когда инициировал политический кризис в стране.
Оппозиция, где главной силой является БЮТ, продолжает настаивать на внеочередных парламентских выборах. Можно предположить две версии развития событий в Украине. Первая, Ющенко отменяет указ, Рада — свои постановления, и стороны садятся за стол переговоров. Однозначно в такой ситуации победившим окажется Янукович, который по традиции подпишет очередное соглашение с Ющенко, что еще более укрепит премьерские позиции в стране.
Вторая, Ющенко продолжает настаивать на роспуске Рады, ситуация становится тупиковой, паралич власти — очевидным.
При таком развитии событий не остается ничего более оптимистичного, чем ждать вмешательства в украинские дела извне…
Фото с сайта http://www.obkom.com