Причина – авторский сбор за воспроизведение аудио- и видеопроизведений пользователями электронных устройств в личных целях, который обязуют выплачивать казахстанских импортеров и производителей электронной техники. И никого не волнует, что хозяйка телевизора – старушка, которая смотрит только программы по “ящику” и не скачивает себе ничего!
Закон “Об авторском и смежном правах” принят в 1996 году. Периодически в него вносили изменения и поправки. В сентябре 2019 года вступило в силу постановление правительства о внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства РК, в частности о минимальных ставках авторского вознаграждения в размере 0,7 процента от таможенной стоимости техники.
– В случае введения данного сбора в размере 0,7 процента от таможенной стоимости техники (смартфонов, телевизоров, планшетов, компьютеров и тому подобных устройств) для конечного потребителя цена на электронные устройства может увеличиться на 2–2,5 и более процента, – заявил в минувшую среду на пресс-конференции председатель казахстанской Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (КАТЭКС) Сергей АРХИПКИН. – Переплата также ляжет на плечи государственных структур, которые за счет наших налогов закупают гаджеты, планшеты, компьютеры, серверы.
Под одну гребенку
В итоге все негативные последствия от введения сбора авторского вознаграждения с импортеров и производителей электронной техники возложили на казахстанцев, несмотря на то, что ввозимые и производимые устройства, реализуемые конечным потребителям, не содержат объектов авторских прав. К тому же многие пользуются смартфоном в качестве телефона, ничего не копируют и не скачивают себе на устройство.
В 2016 году Российское авторское общество провело социальный опрос, согласно которому 17 процентов опрошенного населения копировало информацию, а 83 процента – нет. В 2017 году исследование повторили, получили такие результаты: только 2 процента населения занимается копированием. В основном – когда люди куда-то едут и скачивают фильм, чтобы посмотреть в самолете или поезде, в местах, где нет Интернета.
Интересно, откуда взялся процент сбора – 0,7?
– Когда мы задавали вопрос разработчику, министерству юстиции был ли сделан экономический анализ данной нормы, нам ответили: “вот, смотрите, в Европе 5 евро или 3 процента, в России – 1 процент, в Беларуси 1 процент”. По сути, цифру взяли с потолка, – продолжает Сергей Архипкин. – Не был проведен анализ регуляторного воздействия на рынок, а также не согласован размер ставки авторского вознаграждения с участниками рынка.
Годовой оборот облагаемых сбором электронных устройств в Казахстане составляет более 500 миллиардов тенге.
По оценкам импортеров, объем взимаемой суммы может достигнуть 10 и более миллиардов. При этом им непонятно, кому будут выплачены эти деньги. Для компаний с иностранным участием вопрос принципиален – они должны видеть конечного бенефициара, кому платят деньги. Однако авторские общества не раскрывают, кому они отчисляют вознаграждение, ссылаясь на конфиденциальность информации. Искусство – в массы, гонорар – в кассу
По мнению организаторов пресс-конференции – КАТЭКС и палаты предпринимателей Алматы – на рынке сбора авторских отчислений сложилась монополия, поскольку занимается этим прежде неизвестная организация по коллективному управлению правами авторов – “Евразийский союз правообладателей” (ЕСП). Сообщается, что с момента регистрации ею не уплачен ни один из налогов, нет информации, каким именно авторам выплачены вознаграждения.
Удар по бизнесу и налогоплательщикам
Уполномоченный по защите прав предпринимателей инициировал приостановление действия нормативных актов, регулирующих сбор вознаграждения авторам за воспроизведение аудио- и видеоматериалов в личных целях. Пока никто из участников рынка выплат не делал. Премьер-министр Казахстана поручил рассмотреть вопрос сбора вознаграждения на комиссии по модернизации законодательства. И пока он остается открытым.
Эксперты предлагают Казахстану последовать примеру Великобритании, Мальты, Люксембурга и Сингапура, где сбор с производителей и импортеров техники не взимается, поскольку копирование приносит минимальный ущерб правообладателям и ложится дополнительным бременем на налогоплательщиков и бизнес.
– Нас поддержало министерство торговли и интеграции РК, которое привело такие данные: из 10 стран, занимающих ведущие места в рейтинге соблюдения интеллектуальных прав, всего одна страна использует сбор с импортеров и производителей. Ущерб для бизнеса наносится колоссальный, вознаграждение для авторов – минимальное, – говорит Сергей Архипкин.
– В самой идее взимания платы за гипотетическое воспроизведение в личных целях и без получения дохода аудио- и видеопроизведений без получения каких-то разрешений усматривается введение абстрактной платы за право воспроизведения произведения в личных целях лицами, просматривающими или прослушивающими аудиовизуальное произведение или его звукозапись, – высказал мнение директор Научно-исследовательского института частного права Каспийского университета, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Майдан СУЛЕЙМАНОВ.
Он считает, что введение такого вознаграждения также приводит к увеличению административной нагрузки на предпринимателей, необходимости ведения дополнительного налогового и бухгалтерского учетов и так далее.
А для нас, потребителей, любое подорожание техники – серьезный удар по семейному бюджету, ведь зарплаты не растут, зато словно на дрожжах растут цены на продукты, одежду, обувь… Да и техника, увы, не дешевеет.
АЛМАТЫ