Налоговый рай или театр абсурда?
Про комфортабельные и супермягкие налоги в Казахстане спета не одна красивая песня для инвесторов, которые (отдадим должное) и в самом деле с удовольствием приходят сейчас в нашу страну вести бизнес. Корпоративный подоходный налог везде – 30-40 процентов, а у нас всего 20. Налог на добавленную стоимость (НДС) в соседней России – 20 процентов, а у нас 12. Рай для компаний – развивайся, расти, богатей!
Вот только в отдельных сферах бизнеса инвесторы в шоке разворачиваются и уезжают, потому что такого чуда они нигде ещё не встречали – ни в Европе, ни в России. Но что поделать, это такая наша местная специфика – в нашей стране просто очень креативный, нестандартно мыслящий законодатель. Взял и установил налог на добавленную стоимость там, где нет добавленной стоимости. Где никто ничего не продаёт и не покупает. И это совсем не шутка.
Причём, что особенно странно, – «модернизировать» Налоговый кодекс РК таким образом додумались совсем недавно: НДС для игорного бизнеса установили только с января 2019-го. До этого система была вполне адекватной, но нашёлся, как это у нас бывает, некто особо продвинутый.
Нет, мы далеки от того, чтобы защищать интересы казино, залов покера или рулетки. Да они в этом и не нуждаются: индустрия азарта в нашей стране собирает многомиллиардные доходы и весьма неслабо поддерживает налогами бюджет. Одни только лицензированные букмекеры, к примеру, за последние три года принесли казне более 250 миллиардов тенге. Но ведь здравый смысл в регулировании должен быть! Вопрос ведь не в том, чтобы какой-либо налог не платить, а в том, как налоговикам рассчитывать то, что в данном случае рассчитать невозможно.
Можно только догадываться, кто додумался внедрить этот абсурдный подход, противоречащий как практике партнёров Казахстана по ЕАЭС, так и стран Запада (таких как Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Великобритания, Польша, США). Стран, где обороты в сфере игорного бизнеса не облагаются НДС по той простой причине, что здесь ничего не продаётся. Подчеркнём: в адекватных налоговых системах отсутствие НДС в данной сфере обусловлено не какой-либо льготой или преференцией для игорного бизнеса, а спецификой этого самого бизнеса, в котором нет ни продавца, ни покупателя, ни товара. Логика европейского законодателя проста: что в случае с казино, что – с букмекерами или другими видами игорного бизнеса речь идёт о пари, о заключении ставки на что-либо, где никакой добавленной стоимости нет – деньги просто переходят тому, кто выиграл ставку.
Dura lex – от слова «дура»?
Давайте рассмотрим историю с данным бизнесом на простейших примерах, позволяющих понять правовую суть ситуации.
Возьмём пример с каким-нибудь казино. В процессе деятельности казино отсутствуют денежные обороты, облагаемые НДС, потому что отсутствует факт обмена денежных средств (то есть вносимой клиентом ставки) на товары, работы или услуги. В деятельности игорного заведения исключены такие необходимые юридические понятия ценообразования, как собственно «цена», «стоимость», «тариф», «прейскурант», «прайс-лист». Точно так же, как нет цены и товара в процессе работы, например, букмекерской организации (организатора пари). Следовательно, у налогового органа нет суммы, в которую следовало бы включать налог на добавленную стоимость, который (это опять-таки важно для юридического понимания сути вопроса) является косвенным налогом на расходы конечного потребителя.
Проще говоря, при организации пари букмекером никакая добавленная стоимость не создаётся – здесь нет производства и сбыта (обмена на деньги) товаров, работ и услуг. Между клиентом и букмекерской организацией отсутствуют товарно-денежные отношения. По факту имеет место только взаимное перемещение имеющихся денежных средств между организатором пари (букмекером) и его участниками (игроками). С таким же успехом любые два физических лица, к примеру, Базарбаев и Иванов, могут напрямую заключить между собой пари, по-народному говоря – поспорить на исход какого-нибудь спортивного события. И в этом случае невозможно определить, кто из них услугодатель (организатор пари), а кто потребитель, клиент, игрок. Тот, кто выиграл, оставит всю сумму у себя, кто проиграл – лишится своих средств, и всё это по обоюдному договору.
В данном случае в обязанность заведения входит лишь юридическая организация всех этих пари между множеством людей: одни поставили на сборную Аргентины, другие на сборную Франции – кто угадает, тот и заберёт деньги. Или – как в случае с казино: один поставил на 25, другой на 33… Суть одна и та же: здесь никто никому ничего не продаёт.
Почему данные примеры важны для осмысления непрофессионализма нашего законодателя? Потому что они наглядно иллюстрируют отсутствие самого предмета налогобложения.
Интересно, куда смотрели в Кабинете министров, давая положительное заключение по этой законодательной инициативе, и почему законодатель элементарно не разобрался в вопросе, поспешно проголосовав «за»? Непрофессионализм всей этой цепочки принятия решений подтверждается следующим простым фактом. Очевидно, что именно из-за отсутствия предмета обложения НДС и невозможности его расчёта в Налоговом кодексе позднее придумали норму об отнесении в зачёт 85 % «облагаемого» оборота при осуществлении деятельности казино, зала игровых автоматов, тотализатора или букмекерской конторы (пункт 3 статьи 410, пункт 2-1 статьи 421 НК РК). Согласно данной норме (цитируем) «выписка счёта-фактуры при совершении оборота по реализации услуг деятельности казино, зала игровых автоматов, тотализатора и букмекерской конторы не требуется» (пункт 13 статьи 412 НК РК).
Конечно же! Ведь счёт-фактура – это документ налогового учёта по исчислению НДС, в котором должны быть указаны товары или услуги (по пунктам), их количество и согласованные цены по каждому пункту, чем и формируется 12-процентная сумма НДС. Интересно, а что должен был бы указывать в счёте-фактуре организатор игорного бизнеса при приёме ставок от игрока? Стоимость какой услуги или товара?
Поскольку в данном случае обсчитывать для начисления НДС просто нечего, видимо, и решили позднее разработчики НК снять с игорных учреждений обязанность выписки счетов-фактур. То есть изначально абсурдное решение – обложить игорный бизнес ненадлежащим налогом – повлекло впоследствии не менее абсурдные шаги, чтобы хоть как-то выйти из положения. А может быть, авторам законопроекта просто не следовало в такое положение попадать? Есть хорошая римская мудрость, иллюстрирующая данный правовой тупик: Dura lex sed lex (плохой закон – всё равно закон). Первое слово звучит несколько грубо, зато, согласитесь, точно. Интересно, когда у нас завершится практика принятия «сырых», не проработанных и попросту нелепых законодательных норм в таком срочном порядке, что называется, бегом, без изучения сути вопроса? Зачем спешить в столь важных делах, заставляя служащих госорганов впоследствии расхлёбывать последствия несуразных, а иногда и попросту абсурдных норм?
Верните телегу и лошадь на место!
Обращаясь к опыту развитых государств, стоит отметить, что на территории Евросоюза косвенное налогообложение давно чётко выстроено и гармонизировано во всех сферах и отраслях. В том числе и в индустрии азарта. Игорный бизнес разрешён во всех 28 странах ЕС, во многих государствах там он входит в число крупнейших налогоплательщиков и главных спонсоров спорта. При этом НДС для игорного бизнеса во всех странах ЕС – участницах ОЭСР отсутствует – азартная индустрия пополняет казну через другие налоги. Правовое обоснование простое: поскольку азартная игра или пари не подразумевает какие-либо цены или тарифы, то она и не содержит облагаемого оборота для целей НДС –это чётко прописано в налоговых нормах всех европейских государств. Точно так же обстоят дела и в соседних с нами странах ЕАЭС (России, Армении, Беларуси, Кыргызстане), обладающих схожими с Казахстаном экономическими условиями, да и в других странах на территории бывшего СССР.
Повторимся: абсурдная норма не работает. И плохо здесь даже не то, что страдает бизнес из-за ненужной отчётности по НДС. Плохо то, что страдает репутация Казахстана как государства, где вроде бы законы должны создавать профессионалы, а на деле – какой-то анекдот.
Такие ляпы в налоговом законодательстве РК не только вызывают удивление у профессионалов, но и вредят казахстанцам, способствуя активному оттоку казахстанских игроков и их денег в лапы неподконтрольных нашему правительству офшорных (а с правовой точки зрения – незаконных) онлайн-казино, зарегистрированных где-нибудь на острове Кюрасао. Эти подпольные онлайн-рулетки предлагают более заманчивые и выгодные условия игры, так как вовсе не обременены налогами, и легко обманывают казахстанских «любителей острых ощущений», потому что не связаны никакой ответственностью.
Возвращаясь, опять-таки, к строгой юридической логике, отметим, что установленный статьёй 6 Налогового кодекса РК принцип определённости налогообложения предполагает наличие чётких условий возникновения налогового обязательства. А раз таких условий в случае с НДС для игорного бизнеса нет, то необходимо признать проблему и вернуть в кодекс норму, имевшуюся в Законе 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Ту вполне себе адекватную норму о косвенных налогах, которая прекрасно работала до «креативных» новшеств 2019 года, чётко разделяя наличие либо отсутствие товаров и услуг в конкретной сфере деятельности. Возврат к данной норме позволит устранить путаницу в применении норм НК. Не правда ли, лучше вовремя признать ошибки и устранить их, чем продолжать позориться перед инвесторами и всем цивилизованным миром?