Для этого в Казахстане рассматривают возможность ввода государственного регулирования цен на услуги операторов мобильной связи. Чему, согласно данным АЗРК, поспособствовало множество причин.
— Не все казахстанцы довольны тем, как предоставляют свои услуги сотовые операторы. Зачастую недовольство вызывает не только качество связи и интернета, но и стоимость услуг, — говорят в АЗРК.
Чтобы исправить данную ситуацию, Агентство по защите и развитию конкуренции РК разработало консультативный документ регуляторной политики, в рамках которого предложило ввести государственное регулирование цен на услуги сотовой связи. Сейчас документ опубликован на портале «Открытые НПА», где будет находиться до 28 июля.
— Вследствие монополизации государством и высокой концентрации рынка наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами, увеличились жалобы на повышение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, а также на качество услуг связи и интернета, — подтверждают в агентстве информацию о проблемах в сфере мобильной связи. Отмечая при этом, что только за прошедший 2022 год им были проведены 1 492 проверки в отношении сотовых операторов по качеству услуг связи и выписаны штрафы на сумму 3,44 миллиарда тенге. И такие жалобы поступают в агентство регулярно.
— Поэтому при данных обстоятельствах и непрозрачности ценообразования на рынках, где присутствует квазигосударственный сектор, предлагается введение государственного регулирования цен на услуги сотовой связи, — подвели итог авторы консультативного документа.
Вот только, как отмечают в агентстве, регулирование цен планируется ввести не на постоянной основе, а только «до момента полной демонополизации рынка мобильной связи», который сегодня поделен между двумя крупными игроками – национальной компанией «Казахтелеком» с долей 62 процента и частным оператором «Кар-Тел» (Beeline) с долей в 38 процентов. Что позволило сотовым операторам «уцепиться» за данную формулировку, мотивируя свое несогласие с вмешательством государства – дескать, доля участия государства и так преобладает.
Иными словами, на фоне инициативы АЗРК по введению государственного регулирования на услуги сотовой связи снова поднялась волна ажиотажа вокруг телекоммуникационной отрасли Казахстана.
Так, портал Real Digital, прямо защищая интересы сотовых операторов, заявил, что «у государственного регулирования цен на услуги сотовой связи могут быть негативные последствия»:
— Интересно, что госрегулирование хотят ввести именно в тот момент, когда два мобильных оператора начали строительство сетей нового поколения связи по технологии 5G. И явно рассчитывают на возврат огромных затрат путем установления специальных тарифов для абонентов 5G, — считают специалисты портала.
Попутно напоминая, что «Казахстан занимает 16-е место в мировом рейтинге стран с самым дешевым мобильным интернетом».
— В республике уже действует государственное регулирование цен, например, на воду. Но помогло ли это инфраструктуре? Даже если не принимать во внимание состояние труб, в некоторые регионы мобильная связь пришла вместе с водоснабжением. Тогда как операторы сотовой связи, учитывая конкуренцию, в наличие которой сомневаются в АЗРК, постоянно работают над улучшением качества связи, проводят модернизацию станций. Например, по данным одного из операторов, ежемесячно обрабатывается несколько сотен тысяч обращений абонентов, при этом количество работ на сети ежедневно исчисляется сотнями миллионов, — заявили сторонники сотовых операторов. Операторы сотовой связи снова поднимают цены по собственному желанию: что происходит
Тем не менее они не подтвердили свои слова официальными данными, которые, если бы и были, легко могли бы быть опровергнуты многочисленными постами недовольства казахстанцев в социальных сетях. Да и сравнение навязывания политики повышения тарифов в секторе сотовой связи и интернета с ситуацией в водной инфраструктуре явно прозвучало по меньшей мере неграмотно.
Астана