Полигоны просят огня
В конце июля 2019 года Актобе посетил эколог из Германии Томас ХЕЛЬМ. Зарубежный гость приехал и рассказал нам, что у него на родине с завалами мусора справились всего за 6 лет и на месте свалок и помоек выстроили ТРЦ и луна-парки. В доказательство Томас показал красочные слайды, где реки, покрытые мазутом и засыпанные пластиковыми стаканчиками, превратились в чистенькие пляжи.
По мнению эколога, такая пастораль возможна и у нас. Для этого нужно лишь построить мусоросжигательный завод и пересмотреть тарифы на вывоз мусора.
– Наверное, я единственный, кто скажет вам правду. Я не политик, мне не нужны голоса на выборах, – в завершение презентации заявил Томас Хельм. – Вы в Актобе очень мало платите за мусор. За такие деньги ни одна компания по вывозу мусора не сможет добросовестно выполнять свои обязанности.
Гори оно синим пламенем
Присутствовавшая на встрече с немецким экологом председатель правления ОЮЛ “Ассоциация экологических организаций” Айгуль СОЛОВЬЕВА поддержала коллегу, заявив, что немецкий опыт поможет актюбинцам не только сделать город чище, но и обогатить регион. Дело в том, что в Европе утилизация мусора – очень дорогое удовольствие. У нас же благодаря инвестиционным программам и недорогой рабочей силе можно строить настолько мощные предприятия, что мусор нам станут поставлять из Европы, доплачивая за его утилизацию. Ведь там сжечь тонну мусора стоит в среднем 100–200 евро. У нас же эта процедура будет стоить не больше 20 долларов.
Так или иначе, радужные перспективы Актобе после того, как тут будет построен завод, попали в СМИ и соцсети.
Всего 2 месяца спустя после визита в городе произошел мусорный коллапс. Это случилось не без вмешательства сверху, так как компания (худо-бедно, но справляющаяся с вывозом отходов) была ликвидирована. Новость о коллапсе попала в республиканские СМИ и вместе с новостью о возможном строительстве мусоросжигательного завода стала явно намекать на возможное решение проблемы.
Совпадение? Не думаю!
Еще через 3 месяца угрозой мусорного коллапса стали пугать в Павлодаре, Петропавловске и Усть-Каменогорске. Везде причиной назывались низкие тарифы за вывоз мусора, переполненные полигоны, устаревшая система очистки города от отходов.
Совпадение или нет, но практически во всех городах, откуда пришли тревожные мусорные новости, побывал Томас Хельм со своей командой и рассказывал, как в их родном фатерлянде успешно борются с отходами и как мало казахстанцы платят за вывоз ТБО.
Весной 2020 года появилась новая страшилка. Дескать, теперь негде сжигать горы масок и медицинских отходов из ковидных стационаров, и коварный коронавирус на простых помойках плодится и размножается.
Спустя еще немного времени вдруг стали загораться мусорные полигоны по стране. Так, 10 июня 2020 года вспыхнула мусорка под Алматы. Южную столицу тогда окутал едкий дым. Позже огонь вспыхнул на полигоне близ Петропавловска. 19 апреля 2021 года загорелся полигон в Караганде. В Актобе полигон загорался дважды – 9 мая и 15 июня. 18 июля загорелась мусорка в Усть-Каменогорске. И тогда впервые прозвучала мысль о том, что мусоросжигательные заводы стране крайне необходимы.
Мусор у вас не той системы
Министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум МИРЗАГАЛИЕВ заявил, что к 2025 году в Казахстане будет построено 6 мусоросжигательных заводов. Но для этого необходимо поднять тарифы:
– Тарифы на вывоз мусора слишком низкие, в них не заложены расходы на переработку и утилизацию твердых бытовых отходов, – заявил министр. – Инвесторам невыгодно идти в эту отрасль. А вот мусоросжигательные заводы могут инвесторов заинтересовать. Ведь в результате сжигания мусора образуется энергия, которую можно продавать.
Минэкологии планирует увеличить переработку отходов до 30 процентов и привлечь в эту сферу не менее 180 миллиардов тенге частных инвестиций.
Изначально при выборе городов были рассмотрены Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актобе, Тараз и Атырау. Сейчас после громких пожаров на мусорных полигонах Тараз и Атырау выпали из списка. На их месте появились Караганда и Усть-Каменогорск.
В целом ситуация со строительством заводов очень напоминает то, что было в Актобе накануне проекта по углублению и расширению русел рек. И тот, и этот проекты висели в воздухе несколько десятилетий, а после громкого обсуждения их решили реализовать в кратчайшие сроки, толком не проработав.
Из огня да в полымя
Идея с заводами пришлась не по нраву многим казахстанцам. 14 июля был запущен сбор подписей под петицией против их запуска.
– Этот проект изначально убыточный, – считает экоактивистка Куралай АЛИЕВА. – Тем более что он усугубляется образованием отходов с повышенным классом опасности, то есть будет загрязнение почвы, воды, из-за выбросов среда станет токсичной. Проект ставит под угрозу развитие переработки, противоречит концепции устойчивого развития и циклической экономики, пренебрегая более приоритетными ступенями обращения с отходами, и приводит к безвозвратной потере природных ресурсов. Они отбросят реальное решение проблемы мусора на 25–30 лет назад. Мусорный полигон еще не построен, а чиновники в нем уже замарались: в Семее разгорается скандал вокруг кредита ЕБРР
На сегодняшний день петицию подписали около 3 000 человек.
– Проект по запуску мусоросжигательного завода будет обсуждаться с общественниками. Необходимо, чтобы экологические вопросы снимались на ранней стадии, еще до строительства завода, – поделился аким Актобе Асхат ШАХАРОВ.
Пацан к успеху шел
Если экологическая сторона вопроса вызывает массу сомнений, то с экономической всё ясно. 6 заводов в совокупности дадут просто фантастическую прибыль – 360 миллионов долларов, то есть примерно по 60 миллионов долларов каждый. И всё это богатство должно достаться единственной компании, а именно – ТОО “Waste2Energy”. Государственный портал “Правительство для граждан” сообщает, что эта компания была зарегистрирована совсем недавно – 21 апреля 2021 года. Директором компании значится Александр Александрович КОНОПЛЯНЫЙ. Портал online.zakon.kz выдает о нем краткое досье с не совсем приятными фактами. Оказывается, 10 лет назад Александр Конопляный был приговорен к 2 годам лишения свободы условно за превышение власти и должностных полномочий, а именно – за пособничество в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушениями законодательства. Тогда он занимал высокий пост ответственного секретаря Агентства по регулированию естественных монополий. Из-за скандала ему пришлось с января 2011-го сидеть без работы, как вдруг выпал такой шанс стать миллионером.
Кукловоды в тени
Можно сделать скидку на то, что оступиться может каждый, но вызывает сомнения образование главы “Waste2Energy”. По первому образованию он – инженер-экономист, а по второму – юрист. И непонятно, как он смог так быстро освоить тонкий вопрос строительства мусоросжигательных заводов. Причем освоить настолько хорошо, что ему доверили такой значимый проект. Ведь даже в бизнесе Александр Конопляный новичок. В его послужном списке только чиновничьи должности. Может быть, учредитель “Waste2Energy” собаку съел на переработке мусора, а директора назначил, как у нас водится, по дружбе? Тоже мимо. “Правительство для граждан” сообщает, что учредитель “Waste2Energy” Галимжан АБДИКАДИРОВ также является учредителем охранного агентства “Нуркузет”. Причем дела у агентства идут так плохо, что не только заводы строить, но даже и налоги заплатить не получается. Сейчас “Нуркузет” должен казне 44 000 тенге. Наверное, после строительства завода вернет.
Трудно поверить в то, что проворовавшийся чиновник и начальник охраны сумели организовать бизнес с доходом несколько миллиардов тенге всего за 3 месяца.
Настоящий владелец, скорее всего, сейчас скрывается в тени, потирая руки в предвкушении фантастических барышей. И его явно не смущает, что заработаны эти деньги будут на нашем здоровье. Причем эти 6 душегубок построят на наши же налоги и средства от повышения тарифов.
АКТОБЕ