Многоженство – степное право казахов - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Многоженство – степное право казахов

Многоженство – степное право казахов

В Казахстане нет необходимости принимать специальные законы для легализации многоженства.

  • 29 Сентября 2014
  • 6886
Фото - Caravan.kz

Об этом в интервью агентству КазТАГ заявил известный казахстанский демограф, доктор политических наук, академик Макаш Татимов. По его мнению, вообще для этого и не нужно стараться создавать особые условия. Общественное сознание, обычное право казахов и религиозность – этого уже самого по себе достаточно.

По словам Татимова, он начал ратовать за многоженство еще даже до суверенитета Казахстана. "В конце 80-х, в начале 90-х годов – тогда уже демократизация шла. И я тогда думал, что Казахстан будет строить традиционное общество – это значит, что все традиции надо восстановить. И так оно и происходит. Но Казахстан, получив суверенитет, пошел по демократическому пути".

"В цивилизованном обществе официально узаконить многоженство невозможно. Но здесь узаконивать или не узаконивать – это вопрос вообще-то лишний. Потому что это решает не закон – это решает обычное право казахов, но еще и религиозный ислам. По исламу, наш пророк имел четыре жены, это разрешалось, и оно в сознании казахов осело и здесь никаких законов не надо. Даже если мы законы примем, они будут мешать, особенно мужчинам, которые имеют несколько жен. Потому что, как старая казахская болезнь, могут возникнуть споры между байбише (старшая жена – КазТАГ) и токал (младшая жена – КазТАГ)", — считает академик.

Он отмечает, что "институт токалства уже не восстановишь". "Это, считаю, устаревший институт. Это патриархальщиной пахнет и мне не нравится, и женщинам тоже не нравится. Вот гражданский брак – это пожалуйста. Я ратовал за гражданский брак. Гражданский брак – это как раз демократический путь смены токалства на многоженство. Потом, гражданский брак, знаете, не осуждается в демократическом обществе, и даже в мусульманских странах многоженство – это и есть гражданский брак, если на то пошло. Официально они там не регистрируют. Они живут по шариату, но мы живем по закону, так что его узаконивать не надо", — считает ученый.

По его словам, реакция властей на данное предложение была в начале 90-х годов.

"Даже в то время в Верховном совете хотели поставить вопрос. Но тогда было очень много проблем – его отложили, говорили, что не время, общественное сознание не созрело для этого. Потом депутаты повторно стали вытаскивать этот вопрос, но одна женщина (тогда еще депутат мажилиса парламента РК – КазТАГ) Бахыт Сыздыкова выступила очень оригинально: раз многоженство для мужчин мы разрешаем, по закону, давайте разрешите и многомужество. Это вообще-то я приветствую", — сказал Макаш Татимов.

Не все же могут иметь двух жен – и по состоянию здоровья, по материальному положению, по бытовому положению и по чисто психологическому положению, пояснил он.

"Но кто из восточных женщин, казашек пойдет на многомужество? Однако если такое законодательство мы примем, Казахстан будет прецедентом и он больше будет прославлен на весь мир, особенно в западном мире, демократическом, и исламском мире как своеобразная страна", — отметил академик.

Однако при современной ситуации, когда численность женщин больше, а мужчин – меньше, в демографическом отношении это сыграло бы отрицательную роль, считает он.

"В брачном возрасте, начиная от 20 лет и выше, численность женщин на 850 тыс. больше, чем численность мужчин. Половая диспропорция среди репродуктивного возраста женщин и мужчин также сильно увеличивается. Например, старых дев, начиная от 25 лет и до 50 лет, когда демография считает этот контингент репродуктивным, способным к рождению ребенка, в Казахстане насчитывается 375 тыс., а старых холостяков – 150 тыс", — привел данные ученый.

"375 тыс. – это означает соответствующее количество не поднятых отау, не раскрытых шаныраков, незажженных очагов – ошактар, не приоткрытых дверей – босага и неоправданных надежд на будущее. Где они находятся? Среди нас. Это является большой опасностью, или нагрузкой. Значит, их надо ввести в демографический оборот", — считает он.

"Если даже подсчитать, что если 50 тыс., одна треть, холостяков женится, значит, число старых дев на 13-14% будет снижаться. Это уже в какой-то мере положительный результат, поэтому это надо пропагандировать, об этом надо говорить. И если из этих 375 тыс. 15%, или примерно 60 тыс., будут состоять в гражданском браке с нормальным мужчиной и будут иметь по одному ребенку, то мы от этого гражданского брака будем иметь, по крайней мере, дополнительно 10 тыс., а то и 15 тыс. детей", — подчеркнул Татимов.

Между тем, в обществе распространено мнение о том, что, хотя многоженство официально не узаконено, фактически оно процветает в Казахстане.

"Об этом я и говорю. У нас даже внебрачных детей рождается ежегодно до 15-17%  (от числа всех родившихся – КазТАГ). В этом году будет 60-70 тыс. В гражданском браке, ну, и от случайных половых связей могут быть – всякое возможно. Знаю мужчин, которые даже лучше помогают своим внебрачным детям, чем детям, родившимся от законного брака. Так что, внебрачные дети, их рождение, если увеличивается, — это как раз здесь показатель того, что растет, и будет процветать институт гражданского брака", — прогнозирует ученый.

"Между тем, уже в этом году число родившихся достигнет 400 тыс. – беби-бум стремится к своей вершине. Такой деторождаемости у нас не было уже 20 лет. Перед развалом Советского Союза было 417 тыс., но мы этот уровень достигнем. Если не достигнем, то где-то 405-410 тыс. детей будет ежегодно рождаться", — предположил он.

По его данным, сейчас в Казахстане 4 млн семей существуют в гражданском браке. Из них где-то 100 тыс., примерно 2,5% семей (может быть от силы 3% в южных областях, 2% – в северных областях).

Он также отметил, что раньше иметь токалок у казахов считалось престижно.

"Это было демонстрацией богатства, торжества традиционности, возможностей. Но это доставалось для демографии большим уроном. Кто мог жениться? Это пожилые, богатые, у которых есть дети, и больше детей они не хотели иметь. А в это же время, при равной численности полов, бедные не могли жениться. Общая брачность мужчин-казахов, особенно среди бедного населения, раньше была очень низкая. Это я по статистике хорошо знаю. Внесемейность здоровых мужчин была таким же бедствием для казахов как появление старых дев, как сейчас", — напомнил он.

По его данным, "из сотни мужчин в брачном возрасте многоженство могут позволить 10%, максимум 20%. В южных областях до 25%, а в северных областях – до 15% казахских мужчин позволяют себе гражданский брак с молодыми женщинами, которые не состоят в браке и могут от них иметь детей, если женщина согласна. Может позволить себе это вполне здоровый и зажиточный мужчина. Например, в Астане, в Алматы живут многие богатые люди. Да и не только в крупных городах – в аулах, те же фермеры, и об этом даже может знать весь аул".

"В больших городах многоженство вполне возможно, потому что здесь все это фиксировать и проследить очень трудно. И для жен, состоящих в гражданском браке с другими мужчинами, скрытно держаться очень удобно. В городах семейная жизнь, брачная жизнь, тем более, половые отношения, тем более, сексуальные связи – анонимные, а в сельской местности все знают друг друга, и позволить это очень трудно. Но если позволишь, то, значит, все-таки, в законном виде она одобрена, значит, все одобряют", — пояснил академик.

"Демографическое сознание нашего народа еще свежо, очень хорошо относится к своим традициям и это надо использовать хорошо. В целом, многоженство восстанавливается, но не в традиционном виде, а в виде гражданского брака. Сейчас это происходит под давлением даже самой демографической обстановки", — отмечает Татимов.

По его словам, гражданский брак надо возвеличивать как новый институт, который пришел на место старого института токалства. Его необходимо демократично, не высмеивая, не оскорбляя, поднимать на цивилизованный уровень.