Миллиарды тенге казахстанских субсидий уходят за рубеж - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миллиарды тенге казахстанских субсидий уходят за рубеж

Миллиарды тенге казахстанских субсидий уходят за рубеж

В росте цен на хлеб и другие продукты питания виноват неправильный механизм распределения субсидий. При этом более трети субсидий, а это более 37 млрд тенге, фактически уходит за рубеж, считает Алихан Кайратбекулы президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

  • 11 Октября 2022
  • 8651
Фото - Caravan.kz

— Сегодня в Казахстане действуют несколько видов субсидий. В том числе на семена, на ГСМ. Основная масса денег уходит на возмещение затрат на приобретение удобрений и гербицидов – субсидирование затрат на удобрения и средства защиты растений, — рассказал «Каравану» Алихан Кайратбекулы. – Государство возмещает половину от затрат крестьян. Это большие деньги. Только в этом году на эти цели было потрачено 100 млрд тенге.

Вся эта система начала работать в 2008 году, и все думали, что она приведет к снижению затрат на производство хлеба. В итоге все получилось наоборот.

— Я точно помню, что в 2008 году тонна аммофоса стоила 40 тысяч тенге. Когда внесли субсидии он подорожал до 80 тысяч. Мы не могли понять, что происходит. А продавцы говорили: "что вы переживаете? Как у вас было 40 тысяч, так оно по факту и осталось", — рассказывает глава Союза. – Получается, что фактически субсидируются не крестьяне, а производители минеральных удобрений. Это они забирают эти деньги. Сейчас цены на удобрения и гербициды в Казахстане выросли в 4 раз. Во многом причина такого роста конфликт России и Украины. Но я уверен, что если бы не было бы субсидий, то цены так сильно бы не росли.

Алихан Кайратбекулы считает, что его слова легко проверить через доходы продавцов удобрений. В Казахстане работают два главных производителя минеральных удобрений – актауское АО «КазАзот» и Жамбылское «Казфосфат». Первый производит аммиачную селитру, второй – фосфаты – базовые виды удобрений для села.

По данным Казахстанской фондовой биржи АО «КазАзот» с 2016 года начал получать устойчивую прибыль и сегодня показатель ROS (Рентабельность продаж) составляет 50 процентов. Это один из самых высоких показателей по стране.

К чему приводят высокие цены на удобрения? По данным Всемирного банка расходы на удобрения, в структуре затрат на производство пшеницы в Казахстане составляли 9 процентов. Еще 9 процентов – на средства защиты растений. Это очень низкий показатель, который приводит к низкой урожайности в целом.

Сейчас основные зерносеющие регионы страны уже собрали урожай и так вышло, что средняя урожайность у нас 12 центнеров с га. Это считается высоким показателем, так как в прошлом году было 11 центнеров.

На самом деле, это очень низкий показатель, на грани окупаемости, считает Бахытжан Сагиндыков, агроном и бывший начальник областного управления сельского хозяйства Костанайской области.

— Нынешняя система субсидирования предусматривают безусловное повышение цен. В конце концов приводит к увеличению себестоимости зерна. А значит и к росту цены на хлеб.

В Узбекистане в структуре затрат на производство пшеницы доминируют затраты на удобрения – больше 40 процентов. В дехканских хозяйствах на удобрения уходит до 60 процентов затрат. Вместе с орошением и высокой культурой это позволяет стабильно получать до 45 центнеров с га. В итоге большие затраты размазываются на больший урожай, что делает местный хлеб более-менее конкурентным по сравнению с зерном из Казахстана.

Союз зерноперерабочиков Казахстана предлагает пересмотреть правила субсидирования производителей пшеницы. По его мнению, надо стимулировать не затраты, а продажу зерна на переработку. Такая схема будет подстегивать производство и рост урожайности. Такие правила уже используется на свекле и на кукурузе. И ее надо перенести на пшеницу.

Сразу возникает и мультипликативный эффект – кроме крестьян минсельхоз поддержит переработку зерновых. Во вторых, в Казахстане вырастет охват крестьян, которые получают субсидии. На сегодня 20 крупных компаний получает 80 процентов субсидий. Во многом денежную помощь могут получить только крупные хозяйства, так как надо правильно документы оформить, есть ограничения по сроку. Не у всех есть возможность эти правила соблюсти. Как результат крестьяне не получают субсидии.

С другой стороны, именно крупные производители зерна являются основными поставщиками зерна на экспорт. Если считать в лоб, то треть субсидий – более 35 млрд тенге — уходит за рубеж как удешевленное зерно. Если учесть, что основные получатели субсидий — это крупные агрохолдинги, то выходит что за рубеж уходит больше половины субсидий. Или больше 50 млрд тенге. Зачем мы это делаем? Зачем правительство Казахстана заботиться о гражданах других стран? У нас некуда потратить 50 млрд внутри страны?

Таких вопросов не будет, если минсельхоз РК будет именно продажу зерна на переработку. Его уже не перепродадут, а произведут готовый экспортный товар, который будет конкурентен по цене.

Третий плюс в том, что такое разделение потоков позволит снизить цену на внутреннем рынке, и поднять цену на экспортное зерно. Казахстанский хлеб будет выгодно перерабатывать внутри страны и продавать на экспорт уже готовый товар.