Кровный интерес - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кровный интерес

Кровный интерес

Казахстанские пациенты, страдающие тяжелым недугом, гемофилией, сильно обеспокоены. Они опасаются, что могут остаться без нормального лечения и без жизненно необходимых лекарств, которые должны быть у них каждый день. Караван.kz уже поднимала эту тему и возвращается к ней снова.

  • 19 Января 2010
  • 2499
Фото - Caravan.kz

Если такие больные вынуждены прерывать лечение, может произойти необратимое ухудшение их здоровья, а оно часто заканчивается инвалидностью и даже смертью.
— На днях мы получили официально утвержденный Минздравом Перечень заболеваний, подлежащих стационарному лечению, — рассказывает президент Ассоциации больных гемофилией Тамара Рыбалова. — И, к своему ужасу, обнаружили, что из него исключены больные с кровотечениями! На нас уже обрушился вал звонков от врачей, которые не знают, что им делать. Ведь болезни крови, как правило, и отличаются кровотечениями, которые возникают очень часто и чрезвычайно опасны. Если их не остановить — они напрямую угрожают жизни больного. А теперь их, в стрессовой ситуации кровотечения, предлагают лечить в поликлиниках по месту жительства. Но ведь там нет даже врачей такой специализации, нет гематологов!
Тамара Григорьевна рассказала, что болезни крови разнообразны и каждая требует специфического лечения в условиях стационара. Кровотечения при таких болезнях иногда возможно остановить только при использовании особых препаратов, и только в условиях стационара. Бывает, что даже банальное удаление зуба у такого больного может привести к катастрофе — он теряет много крови, что может опять-таки привести к летальному исходу.
Ассоциация сразу же отправила телеграммы в адрес Минздрава и премьер-министра, что оправданно, потому что ситуация создалась действительно чрезвычайная. Но ответа на свой отчаянный призыв о помощи, как сообщала Тамара Рыбалова, они пока не получили.
И это — не единственная проблема, с которой сталкиваются гемофилики. Их Ассоциация существует уже семь лет. За это время она добилась бесплатного обеспечения необходимыми препаратами больных этой страшной болезнью. Вначале государство обеспечивало лекарствами только больных детей, а сегодня этот порядок распространен и на взрослых. Их права закреплены законом, и до последнего времени лекарства поступали бесперебойно. Но с этого года в Казахстане введен новый порядок закупки всех препаратов: их теперь будет закупать единый дистрибьютор, которым назначено предприятие ТОО «СК-Фармация». Закупки должны проводиться на открытых тендерах. И если с такими лекарствами, как аспирин или, к примеру, марганцовка, можно подождать, то гемофилики ждать не могут — не тот случай. Им лекарства нужны буквально как воздух, без них они в прямом смысле выражения не могут жить! Но новый порядок закупки лекарств таил неприятный «сюрприз»: в конце прошлого года выяснилось, что тендер на закупку препаратов до сих пор не был проведен. Представители ассоциации позвонили в ТОО «СК-Фармация». Там ответили, что тендер будет проводиться седьмого декабря. Но потом выяснилось, что дату перенесли на январь. Это значит, что новый завоз лекарств, если еще все поставки будут идти нормально, можно будет ожидать не раньше весны.
— Мы до сих пор не имеем информации о тендере, — говорит Тамара Рыбалова. — Это нас чрезвычайно беспокоит. Уже в конце прошлого года в ассоциацию звонили обеспокоенные люди из Западно-Казахстанской и Павлодарской областей и говорили о том, что препаратов для детей с болезнями крови нет. Да и в других областях лекарства для наших больных были на исходе.
Тамара Рыбалова рассказала и о другой проблеме, волнующей ее соратников по несчастью. В трехлетнем бюджете отдельной строкой были выделены деньги на проведение ортохирургических операций для больных-гемофиликов — шестьдесят миллионов тенге. На эти деньги должны были в прошлом году прооперировать десять человек. Конечно, мало, но спасибо и на этом, так как операции сами по себе очень дорогие. Но до сих пор ни одного больного не прооперировано! Ассоциация опять обратилась в Минздрав. А в ответ услышала, что этих денег уже нет, они направлены на другие цели.
— Мы расцениваем это как нарушение закона, как нецелевое использование средств. Не знаю, куда ушли эти деньги — на строительство завода или фракционирование плазмы, но факт остается фактом: наши тяжело больные люди не могут оперироваться, — подвела неутешительный итог Тамара Рыбалова.
Кстати, о пресловутом заводе. Предприятие по производству лечебных компонентов крови изначально планировалось строить в Алматинской области, под это были выделены большие деньги. И строительство завода шло вполне успешно, сегодня он почти готов. Однако руководство Минздрава вдруг решило — строить еще один такой завод в Астане. «Зачем?», — задаются вопросом больные и врачи. Алматинский завод вполне мог бы снабжать препаратами крови всю страну, зачем вбухивать огромные государственные средства еще в один завод, для которого все равно нет исходного сырья — плазмы крови?
— Алматинский завод рассчитан на переработку 150 тысяч литров плазмы в год, — рассказывает Тамара Рыбалова. — Однако по всей стране за год заготавливается не более 75 тысяч литров плазмы. Остальное количество планируется закупать за рубежом, что также очень проблематично. Каждый пункт сбора плазмы должен быть сертифицирован по международным стандартам, что стоит очень дорого. У наших соседей по Средней Азии, где намерены закупать недостающую плазму, таких пунктов нет, и не предвидится. Их нет сегодня и в Казахстане. Как же тогда будет работать даже один Алматинский завод, если для него нет сырья? Но Минздрав упрямо стремится во что бы то ни стало строить еще один завод по производству препаратов крови! Логику таких действий просто невозможно понять…
Но главное все же сейчас — лекарства, регулярность получения которых сегодня под угрозой. Врачи алматинских больниц обеспокоены — дефицит препаратов крови для лечения болезней крови в южной столице нарастает. А для больных гемофилией промедление поистине равносильно угрозе смерти.
И эти претензии к Минздраву и к «СК-Фармация» — не единственные. Обеспокоены и больные диабетом. Президент Диабетической ассоциации РК (ДАРК) Наталья Тукалевская неоднократно поднимала вопрос о методах закупки препаратов и средств медицинского назначения на 2010 год.
В свое время ДАРК всецело одобрила переход к централизованной системе закупок через единого оператора, надеясь, что это сэкономит бюджетные средства и позволит покупать больше необходимых препаратов. Но надежды, как обычно, не оправдались. Единый дистрибьютор «СК-Фармация» закупает медикаменты, руководствуясь исключительно ценой и не учитывая технические спецификации. В условиях тендеров расписаны только самые общие параметры — длина и диаметр игл, тип лекарственного средства — таблетки или инъекции — и прочее. Качество же жизненно важных для диабетиков медикаментов и приборов контроля за содержанием сахара в крови не учтено. Ориентир «СК-Фармация» только на цену может привести к тому, что, к примеру, будут закупаться шприцы с «мертвой зоной» — в которых остается какое-то количество инсулина, и больной уже не получит требуемую ему дозу. Или, например, для инъекций инсулина нужны особые иглы — тройной заточки. Неправильно заточенные иглы будут причинять пациенту боль, ведь многие диабетики делают по пять инъекций в сутки. Но по тем ценам, которую ориентировочно выставляет «СК-Фармация», таких игл вообще нет! Та же самая ситуация с глюкометрами (средство самоконтроля, с помощью которого диабетик высчитывает необходимую ему дозу инсулина). Глюкометры от известных фирм стоят гораздо дороже, чем те, что предполагается закупить. Некачественные же аппараты будут показывать неточное содержание сахара в крови, а если это будет продолжаться достаточно долгое время, то больной может впасть в кому.
В Ассоциации считают, что нужна серьезная экспертиза приобретаемых аппаратов и оборудования. Они обратились в Минздрав, с просьбой перенести срок тендеров на закупки до проведения тщательной проверки. Их не послушались, тендер провели, но все-таки обращение Ассоциации получило реакцию властей: как сообщила Наталья Тукалевская, качество многих закупаемых аппаратов отвечает нужным требованиям. Хотя и не всех, например, дополнительной проверки требуют те же глюкометры.
Голос больных плохо слышен в высоких кабинетах…