Когда тебя нигде не ждут - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Когда тебя нигде не ждут

Когда тебя нигде не ждут

Четверо в грязной старой одежде молча идут по тротуару, таща за собой тележку нагруженную старыми трубами и другими непонятными железками.

  • 12 Февраля 2008
  • 1325
Фото - Caravan.kz

Еще только светает, а они уже на ногах. Идут, чтобы их никто не видел, никто не прогнал, не обидел… Каждый из нас к бомжам может относиться по-своему.
Кто-то сочувственно провожает взглядом, а сердобольные люди аккуратно складывают рядом с мусорными баками ненужную старую одежду. Не редкость уже и «продпакеты», вернее то, что осталось не съеденным и укладывается в целлофановые пакеты и ставится там же, на помойке. Но случается и так, что бегут бездомные бедолаги от подвыпившей и разбушевавшейся молодежи, прячась в колодцах и под теплотрассами.
Хотим мы этого или нет, но они есть. Они везде. Но мало кто задумывается над тем, сколько их, кто они, зачем и почему такие, откуда взялись и давно ли такими стали.
Основным их занятием уже традиционно считается «собирательство». Они собирают стеклянные бутылки, металлолом, совершают набеги на дачи горожан. Они главные «исследователи» городских свалок и мусорных баков (ведь чаще всего только там они могут найти продукты питания или то, что можно продать по дешевке скупщикам на стихийных рынках, да и найти то, что может пригодиться им в их незамысловатом, кочевом быту).
Мало кто знает, что и среди бомжей происходит деление на социальные группы. Среди них выделяются основные три.
— Я не знаю зачем это вам, но объяснить могу, — после получения 500 тенге соглашается с нашим предложением бомж по имени Юра. — Самые «крутые» — это «беспредельщики», их все наши боятся. Не зря их так назвали — зверье. Они по дачам работают, даже живут на них. Они наших обидеть могут, им все равно кого бить. Когда в городе появляются, от баков нас прогоняют. И все это делается налетами, по-звериному.
«Оседлые» живут рядом с мусорными баками или на свалках, чтобы все под рукой было. Среди них есть бабуська одна, ей что-то около 75. Но она приходящая, ее сноха то прогонит, то снова домой заберет. Так вот она старается от «кормушек» не отходить, и ей все самое лучшее достается. Да и бог с ней, ведь ей итак недолго осталось. Пусть жизни порадуется.
А вот еще «интеллигенты» — народ нормальный, они матом ругаются мало, даже газеты читают. Среди них даже медичка есть. А хотите я вас с Нинкой познакомлю? У нее вообще высшее образование.
Соглашаемся и через два дня она, то есть Нина, приходит в указанное место. На вид ей лет 50, грязные немытые тысячу лет волосы… Короче говоря, все соответствует классическому образу бомжа. Она раскладывает на обшивке теплотрассы фотографии и кое-какие документы.
— Да сама я свою жизнь загубила, — вытирает слезу грязной ладонью бездомная женщина. — У меня есть дети и муж, но я для них не существую. Я ведь пьяница! Да я пью! И буду пить, мне так жить легче!
Справедливости ради скажу, что действительно у этой женщины было все — и семья, и работа, и квартира. У нее высшее железнодорожное образование (дипломы и фотографии, в которых с трудом можно узнать нынешнюю Нину Александровну Н. из города Булаево СКО, нет только удостоверения личности, после «отсидки» так и не получила). Она даже занималась каким-то зерновым бизнесом, по-крупному. Вот тогда-то все и началось. Большие деньги, море друзей и поклонников. Так и не заметила, как постоянные выпивки привели к алкоголизму, а кто-то из теперь уже бывших друзей, обманным путем лишил ее не только собственного дела, но и квартиры, и машины.
Так, вернувшиеся из армии сын, а из Италии дочь — узнали, что у них теперь нет ничего. И они теперь — бомжи. Только мириться с этим в отличие от матери, не стали и в полном смысле слова — вышли в люди. Теперь они сами преуспевающие коммерсанты, но мать на порог своих квартир не пускают. Почему? Ответ прост — она не хочет меняться.
— Мы делали все для нее, — рассказывает дочь Нины, Татьяна, — но мать по-прежнему пила и бродяжничала. А потом и вовсе села за кражу. Мы надеялись, что ее тюрьма исправит. И письма она такие трогательные писала… Мы с братом и нашей тетушкой возили ей передачи. К возвращению купили комнату в общежитии. Но мамаши хватило только на месяц. Потом все вернулось в старое русло — пить она так и не бросила. Да еще и у нас стала воровать.
Теперь Нина побирается, собирает бутылки. А ведь все могло быть по-другому…
— Была у меня и семья, и работа, — рассказывает бомж по имени Гена, усевшийся на раскуроченной детской карусели во дворе дома, в подвале которого прожил не один год. — И сестра у меня есть, живет в своем доме… Только вот меня признавать не хочет, даже на порог не пускает. Так и зовет — «Грязная свинья».
Надо сказать, что Гена действительно долго жил в подвале дома по улице Мира в Петропавловске. И я сама не раз выносила ему старые вещи мужа, кое-что съедобное. Пьянчуга — этого не отнять. Но когда на первом этаже построили мини-маркет, бедолагу просто выкинули на улицу. Одно время все считали, что он где-то в деревне работает или к сестре подался. Но несколько недель назад он снова появился в «родном» дворе… Куда он пришел, к кому — ему одному известно. Но люди по старой привычке подкармливают его, мужчины иногда угощают сигаретой…
Да, легко осуждать тех, кто оказался на дне, если ты сам избежал аналогичной участи. Но ведь есть и такие, кто попал на улицу пережив немало горя, беду и обман. И при этом не утратил человеческого облика.
Например, в Петропавловске пару лет назад долго переживали за женщину, потерявшую все в пожаре и долгое время жившую под лестницей в подъезде. Говорят, у нее жизнь наладилась. Но что-то мы так и не смогли ее найти. Не удалось нам узнать, чем закончилась ее до боли печальная история. Жители подъезда, где она жила, рассказали, что беднягу вроде как родственники забрали, но…
Пропойцы, воры, отбросы общества — каждый волен их называть по-своему. Но ведь не все они оказались вне нашего общества по собственной воле. Да, они уже мало похожи на людей. Теперь в их облике все меньше человеческого. Но вы хотя бы раз попробуйте просто так, ради интереса заглянуть бомжу в глаза. Да, там большей частью пустота. Но уверяю, что там же вы заметите и отчаяние, страдание, обреченность.
Нет, я не призываю полюбить и начать жалеть всех бомжей поголовно, но и ровнять под одну гребенку их также не стоит. Ведь несмотря на то общее, что у них есть — улицу, все они такие разные и забрала она их к себе по разным причинам…
В ходе подготовки материала выяснилась и одна психологическая особенность: бомжи как ни крути, люди странные. То робкие и кроткие, то агрессивные и неадекватные, то слова не вытянешь, то не остановишь, причем, щедро вываливаемая вовне информация о себе на 99% — пьяные фантазии или похмельный бред. Чем дольше общались мы с этими «бомжьими людьми», тем больше убеждались в том, что в большинстве своем они сами стали «кузнецами своего счастья», то есть, по собственному почину загубили свои жизни, приняв решение плыть по течению, медленно погружаясь на самое дно жизни.
А жалеть или сочувствовать, ненавидеть их или унижать — это каждый решает самостоятельно. Об одном не стоит забывать: даже в этих человекоподобных существах, несмотря ни на что, теплится искра божья…

Фото с сайта http://lambre-parfum.ru