Министр национальной экономики Асет Иргалиев на днях представил три новых нацпроекта: "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев", "По развитию предпринимательства", а также "Сильные регионы – драйвер развития страны."
Первый нацпроект, направленный на повышение благосостояния казахстанцев, охватывает пять направлений. Это индустриально-инновационное развитие, развитие нефтегазохимического и энергетического комплексов, геологической отрасли, а также продвижение несырьевого экспорта.
Второй нацпроект, по развитию предпринимательства, направлен на повышение активности, формирование новых ниш, а также комплексное развитие конкуренции на рынке.
Ну и третий нацпроект – "Сильные регионы – драйвер развития страны" – направлен на обеспечение равного доступа к базовым услугам и транспортной связанности страны. Здесь общий объем финансирования составляет порядка 7,6 триллиона тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено более 4 триллионов тенге, в местных бюджетах – 786 миллиардов тенге.
Правительство рассмотрело и утвердило национальные проекты до 2025 года, но что об этом следует знать рядовым казахстанцам? Увенчаются ли эти нацпроекты успехом? Или же опыт, социальное настроение общества и текущая экономическая действительность говорят об обратном? Иными словами, стоит ли рядовым казахстанцам доверять оптимистическому настрою властей? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с руководителем информационно-аналитического центра TeleTrade Сергем Лысаковым.
— Сергей, хотелось бы разобрать каждый из представленных национальных проектов в отдельности. Какой из них более перспективен, актуален, необходим и больше остальных покажет результативность в ближайшем будущем?
— Пока представлена только часть национальных проектов из планировавшихся. Но, судя по потребности в инвестициях, они уже поражают воображение. Из представленных министерством нацэкономики трех проектов основной акцент ставится на развитие топливно-энергетического сектора. При этом государство рассчитывает реализовать проект, связанный с повышением благосостояния казахстанцев, практически исключительно за счет частных инвестиций. Доля государственных средств составит около 2,5 процента. То есть это еще большая консервация существующей модели экономики.
Сейчас структура экспорта на две трети состоит из минеральных продуктов, то есть фактически из топливно-энергетических товаров. Еще примерно около 20 процентов составляют металлы и изделия из них. По итогам января-июля 2021 года объем экспорта несырьевых товаров составил 10,4 миллиарда долларов. То есть по итогам текущего года он достигнет порядка 18 миллиардов долларов. Нарастить его за 4 года до планируемого 41 миллиарда долларов можно, только если ежегодно развиваться темпами порядка 25 процентов. В этом году такие темпы были оправданны из-за рекордного роста цен на металлургическую продукцию. Собственно, рост на 23,4 процента в январе-июле 2021 года был обеспечен за счет увеличения экспорта меди, ферросплавов, катодов и стального проката. Необходимо еще принять во внимание эффект низкой базы 2020 года, — отметил аналитик.
Если же говорить о росте благосостояния за счет нефтегазового сектора, то, подчеркивает эксперт, в обозримой перспективе — рост цен и выход на пик потребления в странах ОЭСР к 2023 году, а в Китае — к 2026 году. Возможно, именно это направление имеет в виду правительство с учетом планов по строительству нефтегазохимических заводов. Насколько реализация этих проектов выльется в повышение реальных доходов населения РК, большой вопрос. Безусловно, эффект будет для роста экономики, но в первую очередь за счет повышения цен на сырье.
Перспективы развития обрабатывающей промышленности в нацпроектах за пределами топливно-энергетического сектора, по словам Лысакова, просматриваются не так отчетливо.
— Опять-таки акцент делается на частные инвестиции. В последние 1,5 года объем инвестиций в основной капитал снижался. Конечно, в основном причиной этому был коронавирус, который серьезно обрушил деловую активность в 2020 году. Но и в текущем году вложения в основной капитал пока не восстановились даже до уровня 2019 года. С учетом вероятного снижения средних цен на продукцию металлургии в следующем году говорить об устойчивом значительном росте инвестиций следует с осторожностью.
Сюда же можно отнести противоречивые планы по увеличению до 6 процентов доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны. Первоначальные планы достигнуть этого уровня к 2030 году с последующей заменой сроков до 2025 года скорее выглядят в виде лозунгов, чем объективной реальности, тем более с учетом снижения темпов ввода мощностей по выработке электроэнергии из возобновляемых источников. Кроме того, на примере европейских стран можно увидеть, что планирование увеличения доли зеленой энергетики за счет сокращения выработки электроэнергии из традиционных "грязных" источников, как каменный уголь, не всегда оказывается оправданным и точным за счет происходящих климатических изменений, — добавил специалист.
Наиболее перспективным, с точки зрения здорового развития экономики РК является поддержка малого и среднего предпринимательства, дополнил аналитик.
— Его в ВВП Казахстана к 2025 году планируется довести до 35 процентов, что вполне реалистично с учетом того, что она составляет около 31 процента в настоящий момент. Стоит также напомнить, что доля малого бизнеса в 2019 году составляла 31,8 процента. Главным моментом в проекте должна стать поддержка занятости и субсидирование необходимых бизнесу рабочих мест. Именно здесь необходима помощь бизнесу по доступу к рынкам сбыта, в том числе зарубежным, а также по налоговому стимулированию при открытии бизнеса. Пока малый бизнес скорее выживает, чем поддерживается государством. Видны периодические попытки то ввести новые виды контроля за товарооборотом в виде маркировок, то возвращение к сплошным проверкам со стороны налоговых органов. Если возвращения "перегибов" удастся избежать, то планы властей по развитию малого бизнеса вполне реалистичны, а вот снижение доли государства в экономике до 14 процентов в ближайшие четыре года реализовать точно не удастся. Никаких предпосылок для перехода квазигосударственных компаний в частную собственность не заметно, кроме отдельных "народных" IPO, которые тоже пока под вопросом, — говорит эксперт.
Если в целом оценивать стратегию развития экономики РК, то довольно очевидно, что она нуждается в серьезной модернизации, в уходе от нефтегазовой зависимости, снижении импортозависимости и диверсификации внешней торговли. Пока здесь ситуация скорее усугубляется: растет зависимость от импорта из России и Китая, поддержка обрабатывающих отраслей не заметна, а доля нефтегазового сектора с учетом нефтепереработки и торговли составляет 18,6 процента ВВП, притом что в России эта доля, например, составляет 15,2 процента ВВП.
Стоит также сказать, что некоторая "успокоенность" по консервации модели развития вокруг сырьевого сектора позволила некоторым соседним странам Центральной Азии демонстрировать опережающие темпы роста. Сохранение модели квазигосударственных компаний оказывает серьезное тормозящее действие на экономику РК, способствует непрозрачному перераспределению капиталов и государственных подрядов.
Помимо недостатков, стоит отметить и успех государственных органов по развитию фондового рынка в стране и привлечению иностранных инвесторов. За последние 1,5 года в этой сфере произошли качественные изменения, на порядок выросло количество частных инвесторов в акции, а также вложения нерезидентов в гособлигации РК. Кроме того, растет качество денежно-кредитной политики Нацбанка, которая позволяет генерировать стимулы экономического развития страны, — резюмировал Лысаков.