Казахстан страдает от крепкого рубля: можно ли снизить курс соседской валюты - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан страдает от крепкого рубля: можно ли снизить курс соседской валюты

Казахстан страдает от крепкого рубля: можно ли снизить курс соседской валюты

Инфляция в Казахстане в годовом выражении составила 17,7 процента. Больше других выросли цены на продукты питания – на 22,2 процента, сказал глава Национального банка РК Галымжан Пирматов. Почему так происходит?

  • 14 Октября 2022
  • 15121
Фото - Caravan.kz

В росте цен на продовольствие во многом виноват слишком крепкий российский рубль. Россия для Казахстана важнейший торговый партнер. По прошлому году доля РФ в нашем импорте составила 42 процента. Мы завозим из России почти все группы товаров: машины, химию, дерево, бумагу, резину, оборудование, изделия из металла, текстиль и топливо. Иначе говоря, каждый второй импортированный товар у нас привезен из России.

Но за полгода курс рубля относительного тенге подскочил на 30 процентов. Сейчас на Казахстанской фондовой бирже рубль продают за 7,45 тенге. В начале февраля он стоит 5,63 тенге. По логике, при таком росте курса импорт из России должен был упасть. Но по данным АО «Kaztrade» объем торговли сократился только на 3 процента. В итоге эти 30 процентов роста легли в стоимость товаров на полках магазинов в Казахстане.

Многих это возмущает: российские товары разгоняют инфляцию в Казахстане! Можно ли ограничить курс рубля в Казахстане?

— В Казахстане рубль — самая свободная валюта, — считает финансовый аналитик Андрей Чеботарев. — У Национального банка РК нет рублевых счетов. Поэтому он не участвует в торгах. Есть подозрение, что Нацбанк летом пытался что-то сделать, но в любом случае рубль в Казахстане торгуется исключительно экономическими агентами. Поэтому тот курс, которые есть он в принципе рыночный и равновесный.

Причем объем торгов по рублю на бирже вырос в 10 раз. До войны объем составлял до 300 млн тенге в день. После начала войны сделок стало больше. Объем торгов составляют обычно 2-3 млрд.

Более того, даже в России курс рубля не искусственный. Но при кривой экономике, отмечает аналитик. Если у вас есть счет в российском банке, то вы легко можете купить безналичную валюту по такому курсу как он есть. И эти деньги можно перевести эти деньги в Казахстан, например. Если вы работаете с банком, не находящимся под санкциями. Но в России сейчас стало два курса: наличный и безналичный. Так произошло так как наличность у соседей в дефиците. Как следствие, там образовался черный рынок нала со своим курсом.

Курс рубля такой высокий, потому что он высокий относительно доллара и евро. Валютный рынок работает по таким же принципам, что Зеленый базар в том же Алматы, напоминает Андрей Чеботарев. Есть у тебя ресурсы или товары – твоя валюта сильна. Нет – валюта слабеет.

У России были доллары, которые она получали за экспорт ресурсов. Эту валюту страна тратила на импорт необходимых товаров. С начала войны поток импорта прекратился. Кто-то им не хочет продавать, другие не могут продавать. Предложение валюты превысило спрос. Валюты – безналичной — стало слишком много.

— Но это не навсегда, — уверен эксперт. — С начала введения санкций против Ирана курс тумана тоже вырос. Но через 1,5 года валюта начала снижаться, и он продолжает падать последние 50 лет. Долгосрочно в России будет тоже самое, потому что так или иначе будет налаживаться импорт. Через Китай, скажем. А, во-вторых, экспорт будет постоянно сокращаться. Но Россия не Иран. Она большая. Экономика большая. Поэтому инерция может быть очень долгой. До нескольких лет.

— Плюс не стоит забывать, что для постсоветских стран курс это фетиш, — напомнил он. — Обычные люди по курсу на обменнику оценивают силу экономику. Курс высокий – значит все нормально. Это неправильно. Пример России это показывает: курс сильный, но мы знаем, что у ее экономики большие проблемы. Но политики используют это заблуждение. Они держали курс. Но когда началась мобилизация перестали держать, и он взлетал до 53-55 рублей за доллар.

В отношении Казахстана крепкий рубль стал курсовым каналом, через который у нас в стране разгоняется инфляция.

Россия для Казахстана важнейший торговый партнер. По прошлому году доля РФ в импорте составила 42 процента.

Все считали, что такой рост цены заставит пересмотреть свои предпочтения, люди перестанут покупать дорогие российские товары и перейдут на более дешевые казахстанские или другие аналоги. Но импорт не падает. Более того, казахстанские производители начали подтягивать цены на свои товары к ценам своих конкурентов. В итоге инфляция растет быстрее.

— Можно ли установить низкий курс рубля в Казахстане? Теоретически можно. Теоретически это можно сделать через кросс-курс, укрепив курс тенге и к доллару. Но мы уже так укреплялись до 320 тенге, и это не изменило курс рубля, — напомнил Андрей Чеботарев. — Можно установить планку ниже 320. Но тогда мы сожжем наши золотовалютные резервы. И не факт, что это как-то повлияет на курс рубля. Это все равно, что спалить свой дом в попытке согреться зимой. Да, сейчас мы согреемся, а завтра где будем жить? Если кто, то будет пытаться установить курс рубля к тенге в масштабе страны, то появиться игроки, которые будут качать валюту из нашей экономике на арбитраже. А во-вторых – мы получим бан от рейтинговых агентств, за то, что мы сделали свой курс несвободным.

Мы легко играем с курсом доллара. Курс пляшет плюс-минус 20 тенге. На это закрывают глаза в Moody’s и S&P потому, что у нас частично плавающий курс валюты. Но если Нацбанк вдруг установит своим указом предельные курсы, то это будет отходом от инфляционного таргетирования, отходом от свободного рынка, и за это обычно прилетает наказание в виде понижения рейтинга. Ну и да, мы получим «пылесос» в виде арбитража. Обязательно найдутся люди, которые будут играть на несоответствии курса тенге к рублю и доллару. И они выкачают валюту с нашего рынка.

Остается надеяться, что такой высокий курс отпугнет часть покупателей российских товаров, а вслед за ними от закупа дорогих российских товаров откажутся и импортеры.

В любом случае такой сильный рубль – не навсегда. Надолго? Может быть. Месяцы точно. Но может быть даже годы, уверен эксперт. Но опять-таки по примеру Ирана – последние 50 лет Иран испытывает ослабление курса и высокую инфляцию.

Есть другой вопрос: почему экономика Казахстана не может реализовать преимущества низкого курса тенге по отношению к рублю? За счет укрепления рубля мы получили преимущество демпинга на российском рынке. Сейчас нам выгодно экспортировать в ту же Россию все подряд. Но мы видимо только небольшой, на 2-3 процента, рост экспорта. Никто этим не пользуется.

Понятно, что есть санкционные риски. Многие боятся. Но учитывая, размер нашей взаимной торговли и что в России не все банки остались без SFIFT это не такая большая причина.

Помните план экспорта 60 тысяч тонн говядины? Сейчас бы выстрелили. Где они? Нет их. Потому что нет промышленного производства мяса.

Есть масса других товаров, востребованных на рынке соседей. Самый простой вариант – продукты питания. Но нет, наши предприятия не могут произвести столько, чтобы можно было вывозить, иначе внутри страны сразу возникнет дефицит. Ладно, если бы это был единичный случай. Но нет, эта проблема есть у всех предприятия страны.

А это уже вопрос к правительству Казахстана. Почему казахстанские предприятия не могут производить товаров столько, чтобы и стране хватало, и на экспорт продавали?