Потрясение основ
Это случилось в 1991 году. Тогда Москва, уже глубоко вникшая в новую педагогическую систему, с помощью зарубежных партнеров из Финляндии, Норвегии и Швеции организовала первые семинары по вальдорфу. Казахстан делегировал 13 лучших педагогов. Они вернулись истовыми вальдорфцами, которые напрочь забыли главный постулат отечественной педагоги — » ребенок — это чистый лист бумаги». С точки зрения вальдорфа ученик являлся неповторимым индивидом, а учитель точно знал, что невозможно урожденного змеей (условно конечно) научить прыгать, как кенгуру, а приспособленного плавать — лазить по деревьям. В каждом надо развивать его данные. (Скажите, какие тут могут быть стандарты?)
Это было самым маленьким потрясением, которое пришлось пережить нашим педагогам. Больших инсайтов было много больше. Дело в том, что новая система образования тесно увязана с антропософией — наукой о единстве человека с природой. Пришлось нашим педагогам познакомиться и с этой странной философией.
Ну а поскольку все, побывавшие в Москве, были первыми руководителями школ, то, вернувшись, они организовали семинары для рядовых учителей. Вальдорф, как фонтан, «бил из них»: знания, восторги и потрясения надо было куда-то девать, во что-то воплощать. И скоро городской институт повышения квалификации учителей ( тогда возглавляемый господином Караевым) заключил договор с Ассоциацией в поддержу вальдорфской педагогики в странах Европы и Азии на проведение в Казахстане обучающих семинаров.
Замечательное было время. Учителей магнитом тянуло к новым знаниям. За два года семинаров было подготовлено около ста учителей — гуманистов. В вальдорф включились другие города: Усть-Каменогорск, Тараз, Шымкент, Уральск.
Спасительная соломинка
Почему учителя увидели в вальдорфе так много перспектив? Почему 51 страна мира имеет свои вальдорфские школы, и ближайшая соседка Россия уже открыла 27, из которых только две частные? Потому что в ней педагогика сочетается с философией, наукой, биоэнергетикой, астрологией, культурой, искусством и ремеслом. Как говорят педагоги из Финляндии, эта система дает человеку нечто большее, чем общепринятые стандарты знаний. Она будит в человеке сердце, закаляет волю, обостряет разум. То, что необходимо для жизни во все времена и в любых условиях.
Не случайно за границей вальдорфские школы выгодно отличаются от обычных школ. В самой Финляндии об этом узнали в период глубокого экономического кризиса. Оказалось, что выпускники — вальдорфцы реже попадали под сокращения, легко осваивали новые профессии, оказались мобильными, психологически устойчивыми, уверенными в себе людьми. Словом, оказались более живучими, чем другие. В вальдорфских школах дети не курят, не пьют и не употребляют наркотиков. По окончании школы владеют каким-нибудь ремеслом на уровне практических знаний, а не голых теорий или купленных корочек. А все потому, что в качестве дипломной работы каждый ученик волен выбрать себе дело по душе: кто-то может сам соорудить яхту (настоящую), сделать гитару (причем лес для нее будет рубить и сушить сам), девочки могут сшить наряд 16 века, изготовить мягкие игрушки, реализовать свои кулинарные таланты. Дипломные работы детей полезны, качественны, жизненны. Знания, полученные ими в школе, не откладываются в головах мертвым грузом. Вообще вальдорфцы любят повторять о том, что в школу приходят учиться не только детские головы. Поэтому в их учебных заведениях много поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, работают с природными материалами, рисуют, чувствуют, воображают, развивают человека в целом.
В школе нет учебников. Дети знакомятся с материалом исключительно через объяснение учителя. Оценки им не ставят. За 12 лет обучения ребенку помогают развить не только память, внимание, интеллект, но и вкус, такт, работоспособность, творческое мышление, понять собственный темперамент и использовать его плюсы и минусы на собственное благо. Ребенок включается в жизнь, как часть целого и очень четко осознает это.
Школа фантомасов
Представьте себе, как можно было взять такую глыбу, как вальдорф, и принести в наши убогие школы?! На первых парах выпускники семинаров всеми силами души пытались это сделать. Увы, вальдорф в наших школах «не пошел». Ему было тесно. (И не только потому, что он не вписывался в стандарт образования, об этом чуть позже, но и потому, что для вальдорфа не было никакой базы).
В вальдорфских классах нет углов и квадратных окон, все округлое. Мебель изготовлена из дерева, дети не носят синтетических тканей, только натуральные, а каждое утро учитель диагностирует их психофизиолгическое состояние по пожатию руки (по пульсу). Согласно этому рассаживает детей по определенным световым пятнам в классе. Все в вальдорфской школе помогает ребенку принять знания.
А у нас? По данным психологов, треть наших учеников, обучающихся в среднем звене и старших классах, находятся в кризисе третьего уровня. То есть у детей наблюдается не только стойкое нежелание учиться, но сам процесс обучения ассоциируется с бессмыслицей. Школьная апатия усугубляется тем, что ребенок не находит в себе движущих сил, чтобы занять себя чем-то полезным вне школы. У него — депрессия. Нет интереса ни к чему. Еще чуть-чуть и он окончательно превратиться в фантомаса, человека с фантомным сознанием. Это значит, что во взрослую жизнь выйдет человек, которым можно будет легко манипулировать, и в случае его непригодности к жизни или ненадобности, запросто списать на помойку, потому что он — никто. Он не умеет самостоятельно думать и сопротивляться. На фоне вальдорфской педагогики это стало видно, как никогда. Но несмотря на такой страшный конечный результат, никто не собирался менять нашу школу как систему. Не могла ее изменить и заграничная педагогика.
Поэтому, каждый из прошедших семинары, включил в свою работу то, что могло «включиться» из вальдорфа в существующую систему. И сегодня никто в нашей стране не говорит о вальдорфе в чистом виде, но все прекрасно понимают, что речь идет об его отдельных элементах. Каких? Что прижилось в наших учебных заведениях за 10 лет?
Уроки эвритмии (звука, ритма и пластики), рисование форм, утренние и вечерние круги благодарения, способы вхождения в урок, минутки расслабления, живопись по мокрому, игровые элементы, дыхательные упражнения, учение о темпераменте, использование исторического мышления, биографических данных, свободного рассказывания, графическое закрепление урока, работа с ощущениями и осознавание их. В начальных классах используют безоценочную систему, отказываются от линованных тетрадей, используя нелинованные листы. Все эти вальдорфские «мелочи» хорошо и давно работают, но учителя чувствуют, что нужно идти дальше.
Как? Нужна школа, где вся система в целом могла бы существовать цельно и гармонично. Но такой школы пока нет. Почему?
Только этого мало
Все упирается в стандарт образования. Казалось бы, задачи у нашей школы и европейской стоят одинаковые, а достигаются они разными способами и в разные временные отрезки. В этом вся и закавыка. В нашей системе образования очень четко обозначены объемы знаний, которыми должен овладеть ребенок за определенное время. Например, в первом классе он должен уметь писать. В вальдорфской школе дети знакомятся с письмом медленнее, в зависимости от индивидуальных способностей, от готовности руки к письму. Поэтому по-настоящему писать они могут только к концу второго класса. Для нашего стандарта это проблема: нарушаются планы. То, что у неготового к письму ребенка нарушается физиология и психика — не так важно. Кстати, в вальдорфский класс никогда не возьмут ученика, у которого молочные передние зубы не сменились на коренные. Абсурд? Ничуть. Чтобы у ребенка выросли новые зубы, необходимо истратить огромное количество энергии. Если это будет происходить в период обучения, ребенок не сможет полноценно заниматься. Вальдорф уважительно относится к физиологии и знает, что ребенок доложен соответствовать школе не только внешне, но и внутренне.
Вальдорфские учителя не перескакивают через «невозможности» детей, они работают только с возможностями. Поэтому, если сравнивать детей первоклассников двух школ (национальной и вальдорфской), дети в вальдорфской школе будут знать и мочь меньше детей, обучающихся в обычных школах. Но во втором и третьем классе картина выравнится, и даже начнет меняться в пользу вальдорфа. Но это, опять же, слова, которые мало двигают наши школы к внедрению его на уровне системы. Как увязать вальдорф со стандартами? Над этим вопросом сегодня работают специалисты Республиканского института повышения квалификации учителей РК. В прошлом году они обратились в правительство Финляндии с просьбой оказать посильную помощь Казахстану в деле распространения в республике вальдорфской педагоги. Правительство рассмотрело просьбу и ответило положительно. Так было достигнуто соглашение о сотрудничестве между Казахстаном и антропософским рабочим центром «Тамес» (Финляндия). Финская сторона взяла на себя подготовку наших учителей — предметников, которые могли быть начать вести вальдорфские классы с нуля и до конца. В вальдорфских школах учителя младшего звена не передают детей после третьего — четвертого класса учителям предметникам. Они сами являются таковыми. Кроме того, заграница обещала помочь нашим учителям с методической литературой. В июне 2002 года курсы завершатся, и у Казахстана будет 70 педагогов, подготовленных по программе обучения в полноценной вальдорфской школе. Этих кадров будет достаточно, чтобы открыть школу. С тетрадями обещает помочь Россия. То есть все подготовительные условия появления в Казахстане полноценного, неразорванного на кусочки вальдорфа, будут выполнены. Останется только получить разрешение от Министерства образования на ведение обучающей деятельности в рамках существующего образовательного стандарта, но с вариативными планами обучения. Над планами тоже уже работают. И все очень надеются, что с введением в Казахстане 12-летнего образования, у вальдорфа появится больше шансов стать полезным на нашей территории.
В настоящее время в том же институте на кафедре «Педагогики и психологии» разрабатывается положение о создании на базе кафедры Центра — координатора работы с областями. (В России такой центр уже есть).
Все понятно?
И все-таки, что же такое вальдорф? Почему в Казахстане в его поддержку создана целая Ассоциация? Почему им так активно интересуются родители?
Вместо ответа… Одна маленькая девочка обожала играть в маму. Больше всего ей нравилось почему-то гладить невидимое белье. А утюг у нее всегда был разный. То это была крышка от кастрюли, то картонная коробка с плоским дном. Фантазии девочки не было предела. Мама долго наблюдала за дочкой. А потом решила, что на день рождения обязательно купит ей детский утюжок. Пусть играет! Но как только девочка взяла в руки игрушку-утюг, ей расхотелось гладить. Утюжок был спрятан в коробку. Девочка даже не вспоминала о нем. В свои приспособленные утюги она тоже больше не играла. Пропал интерес. Ушла фантазия? Куда? Никто не знает. А вальдорфцы знают. Более того, они знают, как ее вернуть обратно. Вот и все.