Для сравнения – мировые цены, согласно ФАО (продовольственная и сельхозорганизация ООН), «в среднем за год поднялись только на 14 процентов и сегодня имеют тенденцию к снижению».
Чего не скажешь о Казахстане, где с начала января наступившего года цены снова неудержимо поползли вверх, причем не только в супермаркетах: особенной предприимчивостью отличились интернет-площадки, число которых сегодня в Казахстане превышает 1 700 самостоятельных интернет-магазинов и порядка 20 электронных торговых площадок – marketplaces. При этом структура рынка электронной коммерции в Казахстане состоит из 68 процентов торговли товарами, и 32 процента относятся к предоставлению услуг.
Рекордсменами, поднявшими расценки на продаваемые товары, исходя даже просто из комментариев в социальных сетях, стал российский онлайн-магазин Wildberries.kz, чья динамика выручки превысила 130 процентов, и казахстанская интернет-площадка Flip.kz с динамикой в 110 процентов. Оба интернет-магазина входят в топ-25 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана.
Однако, как эти громкие цифры отразились и продолжают отражаться на кошельках казахстанцев, реальные доходы которых, согласно данным Центра исследований прикладной экономики, только в прошлом году ежеквартально снижались в среднем на 4,2 процента? То есть за год данная цифра вполне себе могла превысить 17 процентов. Но это снова, повторим, лишь официальные данные, которые могут совершенно разниться с реальными показателями.
Однако интернет-магазины, на кого, как оказывается, в Казахстане управы практически нет, в жажде получения большой прибыли, это практически не остановило.
Например, тот же самый Wildberries.kz во втором полугодии 2022 года не только периодически поднимал ценовые расценки, но и убрал из сетки обслуживания возврат неподходящих по самым разным причинам товаров. Что касается интернет-магазина Flip.kz, который и без того имеет почти 30 процентов накрутки, уже заложенной в стоимость товара, то он в очередной раз начал поднимать цены. Причем на некоторые товары они выросли на 60 процентов от декабрьских расценок. Чем был продиктован столь резкий скачок? Телефонный запрос дал только один ответ – дескать, данная интернет-платформа полностью зависит от поставщиков. Иными словами, целой армии посредников, с которыми даже Сенат РК справиться, похоже, не в состоянии – пару лет назад заседание, проходившее по данной теме, ни к какому положительному решению так и не привело, — и которых в республике по-прежнему насчитывается больше, чем самих производителей.
Что уж говорить о Министерстве торговли и интеграции, которое на запрос – куда обращаться казахстанцам в случае вот такого необоснованного повышения цен, заявило, что «в республике в том, что касается Интернет-торговли – рыночная экономика, рыночные отношения, а МТИ РК регулирует цены только на социально значимые товары, коих в республике насчитывается 19 наименований» . Не густо, скажем, особенно в сравнении с США, где потребительская корзина включает в себя вот таких наименований более 300, и где у граждан, действительно, рыночные зарплаты – в отличие от подавляющего большинства казахстанцев, которые, даже согласно официальной статистике, в конце прошлого года получали в среднем от 45 до 150 тысяч тенге. Или с Германией, где в перечень товаров первой необходимости включено 475 наименований, или с Великобританией, чья потребительская корзина насчитывает 699 наименований – в том числе, покупки в интернет-магазинах.
Или с Канадой, где, помимо всего прочего, в предметы первой необходимости включены покупка телефонов, мебели, электрооборудования, приборов, средств бытовой химии, игрушек для детей и даже расходы на благотворительность(!). Чай, макароны и купальник Бората. Какими товарами представлен Казахстан на торговых площадках
Тем не менее, возвращаясь к электронной торговле в РК, подчеркнем, что в Казахстане она регулируется или, по крайней мере, должна, законом «О регулировании торговой деятельности». При этом защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в соответствии с законами «О регулировании торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Вот только общественные объединения потребителей в существующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет постоянно находят целый ряд пробелов, которые почему-то или в угоду кому-то до сих пор не устранены. К каковым относится и необоснованное, ничем не оправданное повышение цен, о чем говорилось выше, на предоставляемые товары.
А еще, по словам представителей Агентства по защите и развитию конкуренции РК, онлайн-магазинам – особенно тем, чья штаб-квартира находится за пределами республики, но торговля ведется на территории РК, зачастую невозможно предъявить обвинение даже в ценовом сговоре, так как у каждой площадки – своя политика, свои сроки и свои «поставщики».
Иными словами, спасение утопающих (читай – интернет-покупателей) – дело рук самих…
Астана