Потенциальные казахстанские эмигранты, говоря о причинах, которые толкают их к отъезду, называют следующие: бюрократия, коррупция, принцип «маке-баке», недостаточно развитый уровень медицины и образования, а также боязнь неизвестности. Чемоданные настроения в основном преобладают у тех, кому до 35 лет. Люди постарше чаще размышляют о выгодном географическом расположении Казахстана, его богатых ресурсах и природе, а также о том, что когда глобальное потепление достигнет своего пика, Казахстан станет местом притока иммигрантов. Вот тогда-то они и позлорадствуют над всеми, кто спешил покинуть родные места.
Приводится масса примеров о тех эмигрантах, кто снова вернулся из-за границы и ныне счастливо живет в Казахстане. Да, такие люди действительно существуют, однако в Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана считают иначе: «Возвращаются единицы, а вот уехали почти все немцы». Им вторят и данные статистики, которые свидетельствуют о том, что только в первом квартале 2010 года выбыли 269 немцев, а прибыли всего 98.
На популярном интернет-ресурсе «Центр тяжести» теме эмиграции посвящена целая «ветка». Разговоры ведутся на разные темы: например, по эмиграции в Россию переписка между пользователями занимает 443 страницы, а просмотров по теме – более 443 тысяч. Далее по популярности идет Канада – 262 страницы и более 261 тысячи просмотров. По данным ДВД Алматы, жители южной столицы в основном уезжают в Россию: в прошлом году –
1 294 человека, в этом – 1 088. В страны дальнего зарубежья из Алматы уехали 180 человек (2009 год) и 228 человек (2010 год). В масштабе мегаполиса эта цифра отнюдь не высокая, особенно на фоне притока новых иммигрантов из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.
По словам профессора Валентины Курганской, главного научного сотрудника Института философии и политологии, среди факторов, влияющих на решение эмигрировать, присутствует страх повторения кыргызских событий.
– С одной стороны, казахстанцы стали больше ценить свою власть, которая обеспечивает стабильность в обществе, – говорит Валентина Курганская. – Но с другой – все больше людей, связывая эту стабильность с именем президента, задают себе вопрос: «А что будет в стране, когда он уйдет? Сможет ли потом власть обеспечить такую же стабильность или может начаться кыргызский сценарий межклановой борьбы за власть, при которой пострадает простой народ?» Неуверенность в стабильности казахстанского общества в постназарбаевский период и порождает главным образом миграционные настроения.
Языковой фактор также оказывает свое влияние. За последние четыре года численность русских в стране уменьшилась на 131 076 человек.
– Сокращение русского населения происходит как за счет неблагоприятных демографических тенденций, так и за счет миграции, – продолжает Валентина Курганская. – Однако говорить о том, что с каждым годом число выезжающих резко возрастает, неверно. Существует много факторов, которые останавливают русских: наличие родственников, друзей, жилья и работы. Кроме того, 75,6 процента казахстанских русских родились в Казахстане.
С 2004 года в Казахстане наблюдается положительное сальдо миграции, которое составило 2 789 человек. Затем эта цифра менялась в ту или иную сторону, но число прибывших ни разу не было меньше числа убывших. Так, в 2006 году сальдо достигло своего максимума в 33 041 человек, годом позже оно составило 10 962 человека, в 2008 году – 1 117 человек, в прошлом году – 7 502 человека, а в первом квартале 2010 года – 1 338 человек.
Некоторые эксперты приводят прогноз: если ежегодно из страны будет выезжать порядка 32 тысяч русских, то все они уедут примерно через 100-120 лет. В демографическом плане Казахстан никак не пострадает, зато последствия «утечки мозгов» ощутимы уже сегодня.
– Начиная с 2003 года население Казахстана увеличивается за счет иммигрантов из Китая, Монголии и Узбекистана, – говорит Валентина Курганская. – Они в большинстве имеют среднее или незаконченное среднее образование. Из выехавших в 2008 году из Казахстана
45 287 человек каждый пятый получил высшее образование, а каждый четвертый – среднее специальное. Из имеющих профессиональное образование эмигрантов 1 094 человека владели архитектурно-строительными специальностями, 1 463 – медицинскими, 3 009 – педагогическими,
6 845 – техническими, 3 347 – экономическими, 1 092 – юридическими, 937 – сельскохозяйственными. Таким образом, около половины выезжающих являются специалистами в какой-либо отрасли. Получается, что из Казахстана выезжают специалисты, а приезжают люди, не имеющие профессиональной подготовки.
Правительство уже пыталось сгладить проблему «утечки мозгов». Например, в прошлом году Минобразования был разработан новый проект закона «О науке», который должен был повысить уровень привлекательности научной деятельности для казахстанских ученых, собирающихся уехать за рубеж.
Источник: Веролина Кинтоп, «Экспресс-К»