Так считает управляющий директор НПП «Атамекен», заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев в интервью порталу «Караван.kz».
Готовь ТЭЦ летом, а тариф осенью
— Недавно на заседании правительства новый министр энергетики Алмасадам Саткалиев отчитался, что в этом году запланирован ремонт 10 энергоблоков, 49 котлов и 54 турбин. А по электрическим сетям запланирован ремонт 25 тысяч километров. Это будет ремонт или реконструкция?
— Министр не сказал, какие конкретно работы будут проводиться на этих объектах. Поэтому давайте считать. В Казахстане 37 ТЭЦ. В каждой от двух до шести турбин. Выходит, что ремонт 54 турбин — это не такое большое достижение. Это, скорее, заурядная плановая работа. Там будет, видимо, всякий ремонт, и текущий, и капитальный. Другое дело, что они больше и не могли написать, так как нет средств. Еще нет программы, по которой энергетики смогут поднять тарифы.
Что касается ремонта турбин и котлов, то надо смотреть шире: что внутри турбин они делают? Если это перепаковка подшипников, то это работа цеха централизованного ремонта на самой станции. Если это касается перепаковки проточной части или смена лопаток турбины, то такую работу делают единичные предприятия в Казахстане. А производства лопаток в Казахстане просто нет. Компании побогаче покупают в России, попроще — в Украине. Точно такая же ситуация с ремонтом котлов. Интересно посмотреть, какие работы реально запланированы. А иначе можно все что угодно сказать. В целом это тот же объем работ, который проводили и в прошлом году в рамках подготовки к отопительному сезону. Ничего нового.
Если говорить о ЛЭП, они смогут снизить износ максимум на 1-2 %. Я руководил Западно-Казахстанской РЭК в Уральске. Общая протяженность линий составляла 20 тысяч км. А таких РЭКов у нас в Казахстане около 20. Минэнерго запланировало ремонт 25 тысяч километров. Вот и считайте.
Также будут заменены тепловые сети с износом более 70 % на 1600 км. Это реальные цифры. Единственно, если к старту этой программы все будет готово: трубы лежали бы на складе, сварщики обмундированы. Это все будет? В Риддере на ТЭЦ снова произошла авария
— Министерству финансов поручили выделить для ТЭЦ целевые трансферты на ремонт.
— Так это только для компаний, принадлежащих акиматам. Для частных предприятий их не будет. Все работы они должны финансировать только в рамках тарифа. А таких компаний, которые в коммунальной собственности, не так много. Всем остальным сказали: в межотопительный сезон никакого роста тарифа не будет. Его поднимут только в ноябре. А до ноября будут готовить население к росту цен. Для этого будут создавать информационный фон, на телевидении и радио будут работать «группы поддержки».
Поэтому большинство этих планов не будут реализованы. Именно потому, что денег нет. Деньги приходят в ТЭЦ только в отопительный сезон. А пик ремонта обычно в конце августа. А денег нет. Никто кредиты не дает. Значит, тепловикам придется делать приписки, как это было в Риддере. Там на ТЭЦ по бумагам два котла были в резерве, но на самом деле они стояли и к ним никто не прикасался, потому что их не на что было ремонтировать.
— Значит, больше половины ТЭЦ страны за это лето реконструированы не будут?
— Конечно, не будут. Будут плановые ремонты, которые делают из года в год в рамках утвержденных тарифов и инвестиционных программ. Нет никаких предпосылок к тому, что частникам дадут на это деньги. Их может дать собственник, но завтра он захочет вернуть эти деньги. Каким образом он это сделает? Через тариф он их не вернет.
В свое время, когда я работал в Уральске, у нас сложилась тяжелая ситуация с ремонтом. И в 20-х числах августа я собрал пресс-конференцию и всем – руководителям акимата и журналистам — честно сказал, что подготовка к отопительному сезону сорвана. Процент подготовки РЭКа к зиме составляет 23 %. Хотя по плану должен был показать 80 %. Я сказал, что никакого очковтирательства не будет, это частная компания. У меня денег на ремонт нет. Поэтому или вы собираете деньги с населения как положено, или тариф поднимаете. А через месяц полетят белые мухи. Может быть, на месяц я общественность всколыхнул. Потом все сошло на нет.
Сейчас будет точно так же. Чуда не будет. Откуда взять деньги? Чудо может произойти, но уже к концу года, когда тариф поднимут на 20-40 % и эти деньги придут на ТЭЦ. Или изменят закон, и тогда при нарушении планов по ремонту энергообъектов этот энергообъект могут забрать у собственника.
— С ваших слов выходит, что следующая зима в Казахстане может быть такой же тяжелой, как и прошедшая. И второе – пройдет волна национализации энергообъектов?
— Возможно. Но с поправкой. Подготовка к зиме 2023-24 будет не лучше проведенной. На самих станциях порядок более или менее наведут. Там приемлемый тариф на электроэнергию. Больше надо переживать за тепловые сети. Руководство ТЭЦ почти наверняка сместят свою готовность с октября на декабрь. Пока земля будет еще более-менее теплая, чтобы работать с теплосетями. Поэтому города будут перекопаны. Обычно морозы у нас начинаются к январю. К этому времени ТЭЦ будут готовы. Доля в Экибастузской ТЭЦ досталась государству вместе с долгами
— В конце года заработает программа «Тариф в обмен на инвестиции». То есть тарифы будут повышать. На сколько?
— Это будет зависеть от воли конкретного акима в регионе. Вероятно, Министерство энергетики поставит один тариф, его передадут на рассмотрение акиму. Он будет считать, осилит он его или нет.
— В понедельник «Самрук-Энерго» сообщил, что он будет повышать тариф потому, что все тепловое оборудование подорожало.
— Вот это и есть разведка боем. До ноября такая информация будет идти постоянно.
Старые грабли новой госпрограммы
— Дефицит электроэнергии в Казахстане составляет 1200 МВт в сутки. Хотя всю жизнь наша страна была экспортером электроэнергии. Этот дефицит влияет на работу энергосистемы?
— Мы платим России за недостающую электроэнергию живыми деньгами. Но мы берем эту энергию по 30-35 тенге. Эти расходы в нашем тарифе не заложены. Эти суточные провалы лежат на плечах АО «KEGOC». Только за прошлый год наш системный оператор заплатил России порядка 14 млрд тенге. Из своей прибыли.
С 1 июля наступит час икс для энергорынка, о котором говорил президент: в Казахстане получит развитие новая модель электроэнергетики. Она как раз и связана с единым закупщиком и балансирующим рынком электроэнергии. Теперь балансирование будет брать на себя не KEGOC, а субъекты рынка, которые допустили этот провал.
Вернемся к Западно-Казахстанскому РЭК. У него дисбаланс сверх запланированного доходило от 1,5 до 2 млн кВтч в месяц. Мне системный оператор записывал их от разных казахстанских станций. Соответственно, на РЭК ложилась нагрузка по нашим казахстанским тарифам: 10-14 тенге за кВтч. Этих расходов в моих тарифах также нет, но расходы все равно терпимы. Но сейчас он мне запишет не 14 тенге, а все 30 тенге.
— Это будет подталкивать энергетиков к экономии?
— РЭКи должны будут более тщательно планировать свое потребление. Во-первых, будет более полно проводиться аналитическая работа на самих РЭКах. Энергетики должны будут знать, почему они допускают дисбаланс. Во-вторых, надо будет ставить более точные приборы учета на всех сетях. У меня на РЭКе приборы учета были на сетях 110 Кв и выше. На других сетях я не мог установить их вне рамок тарифа. Значит, придется искать деньги, чтобы поставить все возможные счетчики. Либо, чтобы эти приборы учета ставили контрагенты РЭКа: энергоснабжающие организации и предприятия.
— Все это приведет к тому, что всех нас заставят устанавливать приборы учета электроэнергии более высокого класса?
— В новых жилых домах такое требование уже исполняется. В старых домах надо наводить порядок. Особенно в частном секторе. Там воровство на воровстве.
Вы продаете? Нет, только показываем
— Вы состоите в тендерной комиссии по выбору подрядчика строительства Кокшетауской ТЭЦ. Недавно Министерство энергетики объявило, что комиссия не смогла провести конкурс на строительство станции. Почему не получилось?
— Не было ни одного предложения. Никто не пришел. И мы, тендерная комиссия, пришли к выводу, что тендерную документацию следует поменять в части увеличения стоимости ТЭЦ. Мы же работали по ТЭО 2020 года. С тех пор многое изменилось. Может быть, к осени или к весне будущего года будут готовы новые документы.
Обычно считается, что 1 МВт установленной мощности станции стоит примерно 1 млн долларов. Мощность новой Кокшетауской ТЭЦ — 240 МВт. Цена – 240 млн долларов. Возможно, придется увеличить цену в два раза до 450-500 миллионов. В противном случае проект останется на бумаге, и никто не придет. А так потенциальные инвесторы уже есть. Их устраивает технология, принцип возврата средств. Не устраивает только цена. "Нужны триллионы тенге": к ремонту энергосистемы Казахстана надо привлекать иностранцев
— А как инвестор будет отбивать свои деньги?
— Через рынок мощности. В январе-феврале, прежде чем уйти советником президента, министр энергетики Булат Акчулаков подготовил проект об увеличении лимитов по рынку мощности. Он его закинул на обсуждение. И этот документ оказался неподписанным. Мы этот приказ обсуждали с лета прошлого года. На всех совещаниях Министерство энергетики говорило, что все это железно, что оно поднимет цену с 595 тысяч тенге за МВт мощности до 2 млн тенге. Мы только ждем приказа. Прошли выборы. Потом вторые. И, в конце концов, министр ушел, и всем сказали, что приказа не будет.
— И как же все-таки инвестор будет отбивать деньги?
— Мы надеемся, что приказ все же будет подписан.
Мне печально, потому что у нас нет новых энергетических технологий. За 30 лет независимости не было построено ни одной ТЭЦ. Видимо, первая станция будет построена в Астане. Аким города сказал, что в декабре будет пущена ТЭЦ-3. Сейчас я преподаю в Евразийском национальном университете на кафедре теплоэнергетики, и туда уже приходили с ТЭЦ-3 люди для найма специалистов. Им нужно до 100 инженеров-теплоэнергетиков. Отсев произойдет, и на станции останется 30-40 хороших специалистов.
Выводы "Каравана":
Первое. Тариф на электроэнергию вырастет, скорее всего, в середине лета. Одновременно с вступлением в силу новых правил на рынке электроэнергии. Принципиальное решение, скорее всего, уже принято. Рост составит примерно 30-50 %.
Второе. Тариф на тепло поднимут в ноябре. Минимум на 30 %, максимум в два раза. Министерство энергетики уже исчерпало ресурс плохих новостей на апрель, подняв цены на ГСМ. Таким образом, правительство будет размазывать рост цен по всему году.
Третье. В городах, где нужны новые ТЭЦ, тарифы вырастут еще больше. Все для оправдания строительства новых объектов.