Бывшие советские республики готовятся отметить 60 лет со дня завершения Великой Отечественной войны.
За это время мир изменился, победители и побежденные сегодня подписывают документы о долгосрочном сотрудничестве и выказывают самое искреннее расположение друг к другу.
Однако рудименты великой битвы будут напоминать о себе еще очень долго, обязывая вновь и вновь возвращаться к военной истории новые поколения.
Раз в год на Центральное кладбище Алматы приезжают японцы — сотрудники посольства во главе с господином Цунодзаки — послом Японии в Казахстане, представители фирм, работающих в Казахстане, прибывают из Страны восходящего солнца и просто частные лица. Поклониться праху японских военнопленных, которые после окончания Второй мировой войны были направлены в Казахстан возводить промышленные и гражданские объекты.
Каждый август захоронение очищается от мусора и украшается букетами белых хризантем.
Некоторые родственники желают вывезти прах умерших солдат на Родину. Для этого, по словам господина Цунодзаки, из Японии должна приехать специальная делегация. Ее эксперты намерены следить, чтобы на родину увозили останки только японских солдат. Подобная щепетильность японской стороны легко объяснима.
Захоронение на Центральном кладбище единственное смешанное среди всех японских захоронений в Казахстане. Здесь помимо 145 японцев похоронены 15 немцев и 14 русских — потомков белогвардейцев, воевавших на стороне Японии.
По словам члена комиссии по делам военнопленных и интернированных периода Великой Отечественной войны, полковника в отставке Асканбека Алдоназарова ритуал возвращения останков солдат вынуждает японскую сторону быть особенно бдительной.
Когда контейнеры с прахом привозят в Японию, их встречают члены императорской семьи. В течение месяца родственники погибших, любой японец могут прийти и почтить память своих солдат. Затем прах помещают в одну огромную траурную урну, куда уже вывезли больше 2,5 млн. японских военнопленных со всего мира.
Более того, три года назад уже была предпринята попытка возврата на родину праха японских солдат с Алматинского кладбища.
Руководствуясь архивными документами послевоенного времени, где было указано, где и кто похоронен, комиссия из Японии приступила к раскопкам. Раскопали несколько могил и неожиданно в одной обнаружили останки двух человек.
После чего японская сторона попыток вывоза погибших военнопленных с этого кладбища не предпринимала.
А начиналось все еще в эпоху СССР. В 1991 году во время визита первого и последнего советского президента Михаила Сергеевича Горбачева в Японию был подписан договор. Согласно документу японцев умерших на территории Союза следовало называть не заключенными, а военнопленными. Кроме того, японская сторона выделила 5 миллионов долларов для эксгумации, кремации и возвращения праха в Японию. После распада СССР все обязательства договора перешли к бывшим союзным республикам.
Так десять лет назад в Алматы прибыла японская делегация, возглавляемая министром финансов тех лет Масаеши Такемура. Визитеры попросили казахстанскую сторону предоставить данные о судьбе соотечественников, бывших военнопленных, похороненных на нашей земле — имена, причины смерти, сохранились ли могилы, возможность вывезти останки на родину. Вскоре постановлением Кабинета Министров была образована республиканская комиссия по вопросам иностранных военнопленных и интернированных в период Великой Отечественной войны.
Уже в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время своего первого официального визита в Токио вручил премьер-министру этой страны «Книгу памяти» написанную Асканбеком Алданазаровым, в которую вошли имена похороненных в Казахстане японских военнопленных.
Глава государства заявил о готовности казахстанской стороны оказать содействие японским гражданам, чьи родственники похоронены в Казахстане, в посещении могил близких и отправке их останков на родину.
Всего на территории Казахстана обнаружено 41 захоронение с японскими солдатами. Самое крупное — в городе Спасске Карагандинской области, где покоились тела 245 японцев.
В Алматы три таких кладбища. Название второго достоверно установить не удалось. В старых документах оно обозначено как кладбище на староилийском шоссе. Здесь закончилась война для 38 японских солдат. В 2001 году на родину вывезли останки 36 из них. Двое же навсегда останутся в казахстанской земле. Их так и не удалось найти, потому что более чем за пятьдесят лет деревья, под которыми они были похоронены, стали большими.
Погребенные на третьем кладбище, для Японии потеряны навсегда. Поверх останков японских солдат похоронены тела чеченцев депортированных в Казахстан во время войны.
Символично, что многие военнопленные японцы жили в Алматы на Красногвардейском тракте (ныне проспект Суюнбая) в домах, которые они же построили. О чем местные жители даже не догадываются. Между тем понятие японское качество в конце сороковых имело тот же положительный смысл, что и сегодня. Дома за свою почти шестидесятилетнюю историю прекрасно сохранились и ни разу капитально не ремонтировались.
Общее число попавших в плен и интернированных в Казахстан японцев составило 58 900 человек. Всех военнопленных распределяли в основном туда, где была наибольшая востребованность в рабочей силе. Самое большое количество военнопленных работало на шахтах Карагандинской области -25 тысяч. Остальных распределили по Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Алма-Атинской, Акмолинской и Жезказганской областям.
Сколько из них умерло за четыре года плена в Казахстане — с 1945-го по 1949-й — точно до сих пор неизвестно. Работа по поиску новых захоронений продолжается по сей день. На сегодня прах почти 400 японских солдат покоится на своей родине.
Мало кто из молодого поколения Алматы даже догадывается, что когда-то сверхсекретный работающий на «оборонку» завод имени Кирова был построен именно японскими военнопленными. Именно они возводили здание, где сейчас сосредоточен научный потенциал республики — Академию наук Казахстана. А также массу жилых домов и промышленных объектов по всей республике.
Каждый год в разные города Казахстана почтить память своих соотечественников
приезжают японцы, осваивая пока незнакомый для многих вид туризма. Туризм по велению сердца.