Недавно заново сделал для себя открытие: по оценке ЦРУ размер экономики СССР был всего в два раза меньше американской. Причем по многим показателям советская была эффективнее. По транспорту, связи, сфере образования, медицине и ЖКХ. За счет этого она развивалась быстрее.
С 1950 по 1981 год валовой национальный продукт (ВНП) СССР, по данным того же ЦРУ, рос в среднем на 4,6 процента в год. ВНП США на процент медленнее. Но перекошенная экономика в итоге погубила Страну Советов. США и Старый Свет использовали это поражение как демонстрацию того, что их экономики лучше сбалансированы и выгоднее для населения. Однако если бы вы знали, как они устроены, то не воспринимали бы все это хвастовство на веру.
Например. Один из главных постулатов марксизма гласит: капитализм – это эксплуатация человека человеком через владение средствами производства. Для чего нужен капитал? Деньги! Значит, нельзя позволять финансовой сфере развиваться так, как ей заблагорассудится. В итоге доля финансов в ВВП Союза была меньше 1 процента.
Советские экономисты пошли дальше. Если торговля – непроизводственный сектор, то надо занижать ее значение для ВВП.
Для западных стран наоборот: размер экономики выгоднее раздувать. Это один из главных факторов силы национальной валюты. Деньги крупнейших экономик автоматически становятся мировыми. Сначала это были британские фунты, потом американские доллары и немецкие марки.
Включение валюты в число резервных – вопрос не статуса. Это прямая выгода! Самое простое – перенос своей инфляции на другие страны. Скажем, в 2016 году инфляция в США составила 2 процента. Вроде бы совсем ничего. Но мы за нее все равно платим, так как храним их “зеленые”.
Большая экономика – это и дешевые кредиты. Рисков никаких, значит, и процент по долгам будет мизерный. Казахстан как раз и пал жертвой такого фокуса: до 2007 года нашим банкам открывали кредиты в Европе под 6–8 процентов. Сейчас и под 10 процентов не дадут.
Поэтому Запад решил наоборот: непроизводственный сектор требует меньше капитала. Для роста экономики дешевле стимулировать именно этот сегмент. В итоге для Европы нормальный показатель доли финансов и страхования примерно 20 процентов, торговли – 15 процентов.
Сегодня крупнейшая экономика мира – США. Ровно четверть от мировой. К ней вплотную подошел Китай. Смена лидера – серьезная проблема для Вашингтона. Нужно принимать меры. Но ресурсы роста исчерпаны. Кто и что может предложить? Американские статистики предложили свой вариант: давайте посчитаем по-другому!
Во-первых, ну невозможно учесть все виды продукции, которые производит их экономика. Поэтому делается проще: статистическое бюро разбивает всю номенклатуру по категориям, определяет несколько самых характерных и по изменению их цен рассчитывает дефлятор – индекс для уточнения показателя инфляции. Если какой-то товар начинает выбиваться из массы, а значит, сильно влиять на инфляцию, его тут же заменяют другим. И все хорошо!
Есть еще один прием – гедонистическая коррекция. С середины 1990-х в цены закладывается растущее наслаждение потребителя от современных товаров. Так обсчитывают компьютеры, аудио- и видеотехнику, стиральные машины, холодильники, одежду и учебники. Скажем, цены за год выросли на 10 процентов, но товар стал приносить потребителю на 6 процентов больше наслаждения – и показывается инфляция 4 процента. Если удовольствия стало больше инфляции, то это уже дефляция. Аллилуйя!
Разработаны методики для расчета величины удовольствия. Извращенные малость. Но вполне официальные.
В производственной статистике тоже изменили. Теперь считают не в штуках товаров, а в “деньгах”, перемноженных на дефляторы. В итоге статбюро выдает только итоговые индексы без натуральных показателей. Что скрывается за этими безликими цифрами?
Что еще можно сделать? Пример из учебника: основа экономики – домашнее хозяйство. Внутри его тоже оказывают услуги. Например, сделал я плов – его надо рассчитать по ценам ресторана. У меня же хороший плов! Испекла жена пирог – тоже неплох. Запишем и его цену. Постирала рубашку – сколько в тенге? Не знает никто. Но мы знаем расценки прачечных. И стирку каждой вещи также надо занести в отчетность.
Так описываются “расходы” на уборку дома, обустройство территории, воспитание детей, выгул собак, проживание в собственном доме. Через дефлятор – и в бюро.
По сравнению с такими данными работа казахстанского комитета по статистике – непререкаемый образец честности. Тем не менее мы продолжаем верить в непоколебимость американской экономики через доллар. По данным Нацбанка, уровень долларизации депозитов в апреле впервые после октября 2014 года упал ниже 50 процентов. Еще полгода назад депозиты в тенге составляли всего треть от всей массы. Это радует…
Кстати, Вашингтон регулярно обвиняет других в неправильном подсчете ВВП. Особенно активно – Китай. Что неудивительно.