Четвертая четверть может оказаться самой провальной в нашей школьной истории- эксперт о рисках дистанционного обучения - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Четвертая четверть может оказаться самой провальной в нашей школьной истории- эксперт о рисках дистанционного обучения

Четвертая четверть может оказаться самой провальной в нашей школьной истории- эксперт о рисках дистанционного обучения

Более 120 стран мира перевели учреждения образования на дистанционное обучение. Прежде всего школы, в которых обучается без малого миллиард учащихся.

  • 3 Апреля 2020
  • 47363
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе Россия, которая пошла по такому же пути, отказалась от проведения единого госэкзамена.

В Казахстане министерство образования тоже перевело школы и вузы на дистанционное обучение. А в понедельник стало известно, что ЕНТ у нас тоже переносят. На когда? Пока неясно.

По словам министра Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, перед его ведомством стоят две задачи: максимально защитить здоровье детей на время пандемии коронавируса. И, что еще сложнее, минимизировать негативные последствия этого шага. Поскольку бесконтактное обучение влечет за собой немало рисков.

Соблюдай дистанцию!

К 6 апреля специально созданная группа из педагогов, руководителей вузов, экспертов из таких авторитетных организаций, как “BilimLand”, “Дарын онлайн”, “Кунделик”, “Платонус”, “Универ”, “Едупейдж”, "БИЛ", "2BTS education", "U-study", "AGS", должны сочинить сразу несколько информационных систем, “которые обеспечат направление заданий, проверку их выполнения, оценивание, обратную связь”. Дальше – системы, предоставляющие доступ к видеоурокам, заданиям, тестам, обсуждению и решению задач. Кроме того, выделены телеканалы, которые начнут транслировать видео-уроки. “Что особенно актуально для сельских организаций образования, у которых недостаточные мощности Интернета и есть дефицит оборудования”.

Тут меня смутили две оговорки. Первая: что придется учитывать цифровую грамотность педагогов и обучающихся (то есть готовность у них слабая?). И вторая: что до 5 апреля “мы должны успеть подготовить системы, протестировать их, обучить педагогов и школьников, чтобы перейти к дистанционному формату обучения. А времени хватит?

Министр Аймагамбетов еще сказал, что для подготовки педагогов будут созданы курсы, в которых пропишут пошаговые инструкции. Сегодня уже 3 апреля. Я, как педагог, пусть с небольшим стажем, сомневаюсь, что обучить преподавателей и учеников работать в таком режиме за столь короткий срок – реально.

Справка “КАРАВАНА”

По словам министра образования Асхата Аймагамбетова, у более чем 300 тысяч казахстанских школьников дома нет компьютеров. Поэтому занятия в сельских школах в заключительной четверти учебного года “при соблюдении всех мер noбезопасности пройдут в обычном формате”.

По мнению эксперта ЮНЕСКО, директора международного образовательного центра “Molodium” Василия ШАХГУЛАРИ, эта заключительная четверть учебного года, во-первых, может стать для отечественной школы самой провальной в новейшей истории. А во-вторых, самым значительным шагом к прорыву в сфере дистанционного обучения. Поскольку любой кризис – это возможность человеку и обществу проявить свои лучшие качества, чтобы одержать победу.

“Коронка” Поднебесной империи

– Для нашего образования наступили нестандартные времена (Василий Вачикович поправляет маску на лице). Китайцы первыми в мире запустили онлайн-обучение в масштабах страны. Их национальная платформа охватила все школьные учебники и пособия. Даже подробные инструкции для родителей составили. Я предполагаю, что Казахстан начал перенимать этот опыт, включая алгоритм обучения. Но мы же не сможем скопировать их менталитет и уровень образования, исполнительской дисциплины и ответственности?

– Раньше Китай вовсю пользовался чужими технологиями. А теперь мы – его?

– Почему нет? Но наше министерство образования, похоже, растеряно. Видит ли оно место и роль родителей в своей схеме, как это сделали китайцы? Забыли? В Казахстане нужно охватить онлайн-обучением более 3 миллионов учащихся. При этом 48 процентов наших школ – в селах, и не во всех там есть Интернет.

– Учителя готовы работать в таком режиме?

– Если в вузах дистанционное образование практикуется, то в школах это нечто новое, ранее не встречавшееся. Мне самому интересно, как педагог будет вести свои уроки на онлайн-платформе в режиме реального времени? Школа даст ему такую же возможность, как в Китае?

– Есть варианты?

– Скорее всего, будет переход на упрощенный вариант: ученики сами станут работать по электронным учебникам. А учителя – ставить оценки в электронный дневник. Тогда, видимо, особых проблем не будет (ухмылка даже из-под маски читается). А если у кого-то нет Интернета – тогда ученикам, скорее всего, станут пересылать задания на телефон. Конечно, это примитивная форма онлайн-обучения, но это лучше, чем ничего.

– И какой будет эффективность такого обучения?

– Здесь большую роль должны играть родители: насколько они умеют контролировать и мотивировать детей. Проблема в другом. Историю, географию, литературу и языки можно изучать дома – телевизор, книги. Но алгебра, химия и физика требуют определенных заданий и опытов “в натуре”. Теория без практики – мертва. Это еще классик сказал. Так что падение уровня знаний учащихся точно будет.

Да, а что с физкультурой? “Свободное посещение”? А трудовое обучение, музыка – как с ними быть? Что-то по дому делать и петь?

Уверен, что сегодня ни учителя, ни учащиеся, ни их родители к дистанционному обучению не го-то-вы! Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей

Во-первых, преподавателям придется затрачивать гораздо больше времени на подготовку к урокам – уже в новом формате. У них на личную жизнь и на отдых ничего не останется. Школьники? Некоторых от компьютера, да, не оттащить. Но какая мотивация должна быть, чтобы весь день перед ним сидеть, играть и еще учиться?

Родители – другая проблема. Не у всех высшее образование, не все могут разобраться в тех программах, которые предлагает министерство. И как они сумеют тогда помочь своим чадам, если с электронными учебниками не подружились?

Если форс-мажор – сдачи не надо!

– При любых раскладах удалёнка негативно скажется на ЕНТ.

– И что делать?

– Если уж перенесли Олимпийские игры, отменили национальные и мировые чемпионаты по самым популярным видам спорта, а я болельщик со стажем (вздыхает), то предлагаю альтернативное решение.

– Какое именно, Василий Вачикович?

– Сдачу Единого национального тестирования отменить без всяких вариантов! И отправить детей на каникулы до конца апреля. А учебный год продлить на месяц – я пока не вижу другого сценария.

Если карантин по вирусу затянется – и никто не знает, на какой срок, то надо принимать выпускников школ в вузы без сдачи ЕНТ!

Но принимать условно. И только после первого семестра провести ЕНТ и зачислить тех, кто отвечает этим требованиям. Да, это не лучший вариант. Потому что удалёнка – это все-таки формальное обучение с низким КПД, особенно в старших классах. Если нет реального контакта между учителем и учеником – это разрыв в образовательном процессе. Любой педагог вам расскажет, как трудно психологически настроить детей на учебу после каникул, а тут еще новая форма обучения! Да, ситуация – форс-мажор. Но выбирать-то уже не из чего. Кстати, неуспевающие ученики всегда сумеют найти массу оправданий, чтобы увильнуть от дистанционки.

– На неделе в России в этом уже убедились.

– Пандемия разрушила всё наше привычное: работу, отдых, праздники, учебу. Но (постукивает по столу рукой в перчатке) она же и подталкивает нас к созданию своей системы дистанционного образования. Китайцы же сумели переломить ситуацию? Чем мы хуже? Если наше министерство образования сумеет решить все поставленные перед ним задачи хотя бы на “удовлетворительно”, то его работу можно будет оценить на “хорошо”. Возможно, у правительства и министерства есть план “Б”. Но мы пока про это не знаем.

Справка “КАРАВАНА”

“Вопрос про сокращение летних каникул не стоит. У нас нет планов сокращать их. Если будут какие-то новые обстоятельства, возможно, нам придется прийти к этому. Но еще раз повторяю, речь о том, чтобы сокращать летние каникулы не стоит”, – сказал министр образования Асхат Аймагамбетов на брифинге во вторник.

Алматы