Если рассматривать Центральную Азию, то становится очевидным, что проблема беженцев остро стоит во многих странах и, прежде всего, в зоне афганского конфликта. Нужно отметить, что в одном только Афганистане и сопредельных с ним государствах находятся более двух миллионов так на-зываемых «внутренне перемещённых лиц». Но, так или иначе, с беженцами из Афганистана, из Ирака, Бангладеш приходится иметь дело всем цен-трально-азиатским государствам.
Что касается Казахстана, то республика, присоединившись к конвенции 1951 года и протоколу 1967 года о статусе беженцев в феврале 1999 года, вырази-ла свою политическую волю предоставить защиту беженцам и лицам, ищу-щим убежище. В основном в Казахстане проживают беженцы из Афганиста-на (около 2350 человек), Чечни (12 000 человек) и Таджикистана (более 4 000 человек), есть также представители уйгурской национальности из Китая. Большинство из них признаны беженцами бюро УВКБ ООН в РК. Но нужно отметить, что казахстанские власти официально не признают таджиков и че-ченцев беженцами, как и большинство других беженцев. Хотя УВКБ ООН и правительство Казахстана заключили соглашение, согласно которому чечен-ским беженцам разрешен доступ на территорию республики и предоставлена возможность оставаться в Казахстане до тех пор, пока ситуация в Чечне не стабилизируется, отмечает «Интерфакс».
Нужно отметить, что беженцы сталкиваются как с позитивным, так и с нега-тивным отношением со стороны общества и государственных органов. Большое количество беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов в республиках СНГ получают специальное удостоверение Управления Вер-ховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Но во многих случаях подобные удостоверения милиции не указ. Людей не прописывают, не дают им возможность честно зарабатывать деньги, а детям — нормально ходить в школу. Особенно сложна ситуация с беженцами из Чечни, посколь-ку милиция систематически отказывается признавать в качестве удостовере-ния личности регистрационные свидетельства, выданные им посольством Российской федерации.
«Недавние изменения в ситуации с чеченскими беженцами в Чечне и в це-лом в РФ привели к тому, что власти в различных регионах Казахстана отка-зываются регистрировать чеченских беженцев, таким образом, лишая их за-щиты», — сказал на одной из пресс-конференций эксперт по правовым вопро-сам представительства УВКБ ООН в Казахстане Ауэт Себаа. По данным УВКБ ООН, в Казахстане находится 12 тысяч беженцев из Чечни, которые покинули территорию РФ в 1999 — 2001 годы, из них 80 % — женщины и дети. При этом отмечаются факты предвзятого отношения к ним со стороны госу-дарственных органов. Так акимат Алматы ввел дополнительное ограниче-ние, которого нет в Минской конвенции 1993 г., на пребывание на террито-рии Казахстана. Граждане тех государств, которые подписали Женевскую конвенцию, могут находиться у нас максимально 90 дней. Этот срок для бе-женцев из Чечни значительно осложняет их нахождение в Алматы. При этом никто не может ответить: что делать дальше? Между представителями УВКБ ООН, Агентством миграции и казахстанских правоохранительных ор-ганов была достигнута договоренность, что в течение 90 дней вопрос будет решен, чтобы беженцам дать возможность жить до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Но проблема остается и не решается должным образом. Вследствие чего Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН неоднократно призывало Казахстан урегулировать правовой статус беженцев из Чечни. УВКБ ООН полагает, что чеченским беженцам должна быть разрешена регистрация в местных органах власти, «означаю-щая для них возможность законного пребывания на территории страны и защиту от насильственного возвращения в страну их происхождения».
Немаловажно отметить, что есть еще одна проблема, основанная на проти-воречивости действия международных соглашений подписанных Республи-кой Казахстан. Речь идет о противоречивости действия норм Женевской конвенции 1951 г. и Минской конвенцией 1993 г. Согласно Минской Кон-венции граждане республик СНГ не могут быть признаны беженцами на территории другой республики, что противоречит нормам Женевской Кон-венции. И данная проблема затрагивает не только граждан Российской Фе-дерации, но и Таджикистана.
В настоящее время беженцы из Афганистана также имеют определенные проблемы, связанные со своим пребыванием на территории Республики Ка-захстан. Афганская диаспора в Казахстане не столь многочисленна, как в Пакистане, Иране или даже России. По данным Управления верховного ко-миссара ООН по делам беженцев в республике находится около 2500 бежен-цев из Афганистана. По мнению же президента Афганского культурного центра Саида Исмаила: «В 2001 году в Казахстане было 1867 афганцев. Се-годня, чуть больше двух тысяч человек». При этом значительная часть бе-женцев из Афганистана составляют высококвалифицированные специали-сты — врачи, учителя, юристы, инженеры. Самое интересное, что преимуще-ственно все они получили образование в высших учебных заведениях Со-ветского Союза.
Но, несмотря на высокую квалификацию и дипломы, которые являются дей-ствительными на территории Казахстана, сегодня афганские беженцы не мо-гут устроиться на работу по специальности. По словам главы афганской ди-аспоры в Казахстане Абдул Халика Сахабделя, «сегодня только два или три человека работают по специальности. Остальные беженцы вынуждены зара-батывать на жизнь, торгуя на базаре». В настоящее время в Казахстане на-считывается около шестидесяти ферм, которыми владеют выходцы из Афга-нистана.
При этом, по словам президента Общественного Фонда поддержки Афган-ской диаспоры Ахмадула Вастока «Большинство беженцев адаптировались в Казахстане и в ближайшее время возвращаться в Афганистан не намерены». Тем не менее, многие не оставляют надежду вернуться на свою родину. Так, из Казахстана и Кыргызстана с 3 по 6 июня 2002 года в Афганистан было отправлено 33 семьи. Но впоследствии поток возвращающихся на свою ис-торическую родину стал настолько ограничен, что в настоящее время вопрос об организованном возвращении афганцев вообще не обсуждается.
Хотя, Хамид Карзай на первом саммите Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА), проходившем в Алматы, призвал казах-станскую диаспору афганцев, среди которых как уже упоминалось значи-тельную часть составляют специалисты с высшим образованием, помочь Афганистану в становлении нового переходного правительства представите-ли афганской диаспоры вовсе не торопятся помочь новому правительству.
Наиболее сложная ситуация складывается с беженцами из Китая. Они стал-киваются с двумя значительными проблемами в процессе своего пребывания на территории Казахстана. Первая проблема — недоступность процедуры оп-ределения статуса для граждан Китая, уйгуров. Есть много примеров этого. Так в августе 1998 г. на границе с Китаем были задержаны трое уйгуров, ко-торые просили убежище в Республике Казахстан. Они были помещены в изолятор КНБ, где содержались до февраля 1999 г., т. е. около 8 месяцев, без доступа адвокатов, представителей правозащитных организаций и УВКБ ООН. В феврале они были депортированы, причем скрытно, в Китай, где впоследствии были казнены. Вторая проблема, с которой сталкиваются бе-женцы из Китая — это отсутствие закона о беженцах, и как следствие этого, неограниченная власть правоохранительных органов по отношению к лицам, ищущим убежище.
В настоящее время сложилась запутанная ситуация связанная с пребывани-ем беженцев на территории Республики Казахстан. Во-первых, существую-щие бюрократические требования регистрации и постсоветский подход к лицам, ищущим убежище, лицам без гражданства приводит к тому, что они рассматриваются не как лица, требующие международной зашиты, а как не-легальные мигранты, которые автоматически попадают под угрозу депорта-ции. Во-вторых, в рамках известных мероприятий, проводимых правоохра-нительными органами, таких как «Правопорядок» и «Миграция», большое количество лиц, не имеющих регистрации в соответствующих органах, вы-сылаются (выдворяются) из страны до получения ими доступа к процедуре установления статуса беженца, как нелегальные мигранты. В-третьих, как известно, до настоящего времени доступ к процедуре определения статуса беженцев в Казахстане в значительной мере затруднен. До последнего вре-мени процедура детерминации осуществлялась только в Алматы, где созда-на соответствующая компетентная комиссия на базе Агентства по миграции и демографии. В-четвертых, миграционная полиция в отношении беженцев и нелегальных иммигрантов может творить произвол: это и необоснованные задержания, и водворение людей в спецприемник без санкции прокурора, без решения суда.
Вполне вероятно, что пока на территории Казахстана беженцы по отноше-нию к населению в численном отношении не являются большой проблемой, внимание общественности к ним будет, мягко говоря, прохладным. Но не стоит забывать, что Центральная Азия как была, так и осталась пороховой бочкой, которая может не только осложнить межгосударственные отноше-ния в регионе, но и обострить социально-политическую ситуацию внутри Казахстана.
Фото с сайта BBC