Окончание, начало см.здесь.
История №3
— К бою готов?
— Всегда готов!
Это построение перед командно-штабным учением. Военные выставили на плацу весь арсенал: автоматы, винтовки, ящики с сухпайком и отдельно – с медикаментами. Тут же — палатки, боевая и автотехника.
Солдаты войсковой части 55-16 — в строю, ждут отмашки командира приступать к началу операции по вызволению людей, оказавшихся в населенном пункте во время паводка, из мест затопления. Здесь же, в строю, замечаю маленькую худенькую девушку. «Надо же, и таких в армию берут…».
Позже я следила за ней, не отрывая глаз. Та, видимо, всерьез восприняв ситуацию по спасению «утопающих», отчаянно носилась по поселку в поисках оставшихся в домах. Ее роль в этом сумасшествии была огромной — девочка делала в воздух сигналы из АКС, оказывала первую помощь якобы пострадавшим, массируя сердце, накладывая шины – потерпевшие смеялись, но не сопротивлялись.
Когда все закончилось, отгремели в рупоры рапорты командиров об итогах мероприятия, девочка со вполне серьезным лицом сняла с бедра фляжку, опрокинула в себя, выдохнула, и шмякнулась на сырую апрельскую землю. Она совсем выбилась из сил.
— Простите, а можно поинтересоваться вашим званием? – я оглядела «жертву», лицо ее выдавало возраст, девочка оказалась женщиной лет 37-ми.
— Майор Колесникова, — она хотела было привстать по привычке.
Карина Колесникова с детства играла в войнушку, машинки и ножички. Поняв это однажды, родители перестали тратиться на куклы, бантики и даже платья – Карина предпочитала шорты и футболки. Окончив школу никто, а в первую очередь и сама Карина, не сомневались – она выберет тяжелый путь, путь, усеянный гильзами и окровавленными бинтами.
Вот и спустя 20 лет после окончания медицинского института она снова метает ножи, стреляет из пистолета, разбирает автомат за 12 секунд, перевязывает раны солдатам – только теперь по-настоящему.
Пятикилометровый марш-бросок наравне с крепышами-мужиками, отжимания и подтягивания, занятия в тире и на ринге – по рукопашному бою — ко всему этому она привыкла. Ей, женщине, здесь никто не делает скидку на то, что она женщина, разве что освобождают от… гауптвахты в критические дни.
Карина одна из тех, кто здесь не за соцпакет, а по долгу сердца. Говорит, что камуфляж для нее дороже самых дорогих брюк в домашнем гардеробе. А тяжелые армейские условия стали смыслом жизни.
— Вам приходилось сталкиваться с непониманием мужчин? — задаю я прямой вопрос.
— Конечно, — говорит Колесникова. — Военные предвзято относятся к женщинам в своем кругу, считая нас обузой и всячески препятствуя поступлению в часть каждой новой военнослужащей.
Расхожее мнение – женщины в армии – бомба замедленного действия, это тоже, что и у моряков: баба на корабле – жди беды.
А на самом деле мужчины без нас никуда, и армия без нас – никуда, я-то точно знаю.
История №4
Ремонт третьей доменной печи. Она будто умерла, здесь остановилось течение жизни: больше не громыхает пневмопушка, не ухают по рельсам чугунно- и шлаковозы, не кипит, потрескивая, железорудная лава. Кладчики, монтажники, сварщики встали на место горновых.
Вот и Лидия Аманжолова – сварщица в третьем поколении, ее дед и отец работали на металлургических предприятиях, вроде как – хочешь-не хочешь и ей пристало. Доля сварщика, а тем более женщины – не простая. На спине – тяжеленный сварочный кабель, подмышкой – электроды – с этими «орудиями труда» ни один километр в день приходится проходить.
— Когда я устроилась на завод, много слышала укоров – и что не выдержу, брошу через месяц-другой, и что знаний у меня маловато. Маловато – не маловато, а до мастера дослужилась, а те, кто за глаза шептались – в моих подручных.
Считается, что женщина-сварщица должна быть «износостойкой». Грубо звучит, но
это правда. Одно скажу, современные женщины все более приспосабливаются к тяжелому физическому труду. Я не имею ввиду молодых, нет.
Те женщины: бухгалтеры, нотариусы, владелицы магазинов, которые остались без работы, ради того, чтобы семью прокормить, в сварщицы пойдут, не задумываясь.
И чтобы там мужики ни говорили, пашет наш брат ничуть не хуже и даже иногда лучше многих представителей сильной половины.
Лидия рассказала, что работа сварщика еще и потому не каждой по плечу – поскольку с током связана: известно ведь какие женщины трусихи. Кроме того, даже напряжение в 40 вольт у ослабленных людей может спровоцировать микроинсульт или инфаркт.
— В совсем неженских условиях вам приходится работать?
— В кабинетах не сидим – все больше по подвалам, на больших высотах, в узких помещениях, где нужна особенная осторожность – даже самая незначительная искорка может превратиться в пламя.
Большие враги сварщиков – окалины, горячие металлические капли. Если такая попадет за пазуху или в ботинок — пиши пропало, не успеешь моргнуть, а в теле уже дырка размером со среднее яблоко.
В общем, не всякая дама выдержит таких ежедневных пыток над самой собой. А между тем на нашем заводе 89 сварщиц и 105 сварщиков – думаю, это о многом говорит.
Что ни говори, а нашим женщинам все по плечу: коня на скаку остановить – это раз плюнуть. Да конь – ерунда. Они и за руль сядут, и вагон разгрузят, несмотря на то, что в общем-то занятия эти исконно мужские. А все ради кого?
Ради вас, дорогие мужчины. Ради вас мы стираем границы между мужским и женским, терпим боль, переступаем через страхи, идем на подвиги. Цените женщин и их труд!