Всего три действующих лица. Фабула проста и абсурдна. Две немолодые женщины, давно похоронившие мужей, узнают, что в их городе появился маньяк, который заходит в квартиры немолодых женщин, насилует и душит их…. Жизнь наших героинь так скучна и беспросветна, что, вместо того, чтобы покрепче закрыть дверь на засовы, они… ждут маньяка — в надежде, что он хоть как-то скрасит их существование.
Кажется, что может быть нелепее?
Сначала я расстроено вздохнула: ну вот очередная комедия положения, развлекающая зрителя. Можно было бы содержание спектакля свести к анекдоту, помните, «повезло ей, изнасиловали…», но в ТЮЗе получилось гораздо серьезнее и интереснее.
Данный спектакль — об одиночестве маленьких людей в большом городе в условиях нынешней глобализации… Пьеса, написанная драматургом 40 лет назад, оказалась актуальна и сегодня.
В самом деле, что в наше время делать одинокому пенсионеру? Куда податься, с кем поговорить? Индустрия развлечений сегодня служит молодым…
В связи с этим я вспомнила, что в Лондоне, рядом с домом, где я жила во время короткой поездки в Великобританию, находился Дом культуры, куда сходились пенсионеры со всей округи: общались, играли в шахматы, другие игры… Я уже не говорю о многочисленных английских пабах, где за длинные столы усаживаются люди всех возрастов, пьют пиво, разговаривают, слушают концертные выступления… Для нас это сегодня удивительно.
Жизнь одинокого пенсионера в городе, да и селе сегодня не только тосклива, но и опасна. В нынешних газетах печатается немало сообщений о том, как к одиноким людям под видом работников собесов, коммунальных служб приходят мошенники и обкрадывают их до нитки (хорошо, если не убивают, хотя случается и такое). Маньяк, увы, актуален и сегодня…
Но вернемся к спектаклю. Главная героиня – Хозяйка (заслуженная артистка Республики Казахстан Татьяна Тарская) страдает от одиночества. Ее муж – генерал – утонул в ходе боевого сражения, и вот уже 14 лет она живет одна. На видном месте в комнате – его манекен – в парадном мундире и сапогах, с которым она время от времени разговаривает, ссорится, которого ревнует к соседке и даже… делит с ним супружеское ложе…
Татьяна Тарская не боится в начале спектакля изобразить старую женщину без всяческих прикрас, чтобы потом, надев легкомысленный наряд из очень далекого прошлого, превратиться в забавную кокетку средних лет… И мы еще раз убеждаемся, что женщине столько лет, сколько ей хочется, сколько ей в душе… Героиня Тарской между манекеном- мужем и маньяком храбро выбирает… маньяка.
Под стать Хозяйке — ее подружка, соседка (арт. Наталья Бардина), которая конкурирует с ней в погоне за сердцем случайно зашедшего в дом мужчины, проверяющего на кухне газовые плиты. Соседка тоже нашла свой выход из одиночества. Она пишет сама себе письма от лица поклонников и… отказывает им. Арт. Ильяс Турманов в роли контролера- газовщика нелеп, неловок, некрасив и, конечно, меньше всего похож на маньяка, а уж тем более — на героя-любовника…
В спектакле много смешных ситуаций, зрители смеются, впрочем, с привкусом горечи, что вполне соответствует выбранному жанру – на программке написано «трагифарс».
В спектакле есть тема, привнесенная в пьесу именно алматинским ТЮЗом, такое своеобразное «послевкусие». Я лично после спектакля думала о том, что жизнь наша, в общем-то, такая, какою мы хотим ее видеть, какою делаем ее сами. И как часто мы забываем, что жизнь наша единственная и неповторимая, другой не будет… И если государство почему-то не особенно желает вмешиваться в нашу жизнь, помогать нам, мы должны творить свою жизнь сами, раскрашивать ее, как можем…
Думаю, в первую очередь мысль эту до нас доводит главная героиня спектакля, роль которой замечательно исполняет актриса Татьяна Тарская. В этой пожилой, казалось бы, списанной со всех счетов женщине, ощущается масштаб личности, жажда жизни, поэт, если хотите… Даже горе-газовику, пенсионеру, давно забывшему о том, что он мужчина, на какое-то время она умеет внушить чувство собственной значимости… (Вот уж по истине, мужчина таков, каким его делает женщина.)
Эта роль актрисы в чем-то перекликается с другой ее очень удачной ролью Мод в спектакле «Гарольд и Мод».
Думаю, спектакль – удача режиссера Султона Усманова. При минимуме декораций здесь много интересных сценических находок. «Живой» портрет на стене, стол в разных ипостасях, мундир с сапогами вместо мужа…
На Камерной сцене играть, как известно, и легко и сложно. На большой сцене ставить спектакль постановочно сложнее, труднее удерживать внимание зала, более сложны конструкции, зато на малой – важна актерская самоотдача, актер находится рядом с тобою, и играть вполсилы невозможно, нужно выкладываться на сто процентов. …
Я обратила внимание на то, что в спектаклях Усманова истина, как правило, не лежит на поверхности, до нее надо додуматься самому, это хорошо для мыслящего взрослого зрителя и для юного тоже, хотя ему для этого иногда требуется помощь взрослого…
Можно было бы назвать спектакль не очень тюзовским, хотя камерная сцена позволяет, кажется, все. В зале сидели достаточно взрослые зрители, но думаю, и молодым зрителям, только начинающим жить, здесь есть, над чем задуматься. Словом, идите на спектакль, не пожалеете.