Владение разными жанрами сделало Олега Попова звездой - Караван
  • $ 480.55
  • 533.75
+6 °C
Алматы
2024 Год
8 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Владение разными жанрами сделало Олега Попова звездой

Владение разными жанрами сделало Олега Попова звездой

31 июля неповторимый "Солнечный клоун" Олег Попов отмечает 80-летний юбилей. Он по-прежнему выступает на манеже в Германии, где живет с 1991 года, и гастролирует по миру, всегда пользуясь неизменно громким успехом у юных и взрослых зрителей.

  • 31 Июля 2010
  • 1550
Фото - Caravan.kz

Обаятельный образ и мастерское владение всеми цирковыми жанрами сделали Олега Попова уникальным клоуном и мировой звездой манежа, рассказал в интервью РИА Новости  директор Большого московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.

"Олег Попов начал выступать в 1950-е годы и появился на манеже в неожиданной для того времени маске, и этим уже завоевал симпатию зрителей".

По его словам, необычным для того времени оказалось то, что Попов стал выходить на манеж с минимумом грима, не совсем по-клоунски одетым — в аккуратном костюмчике, немного похожим на стилягу.

"Это был такой обыкновенный молодой симпатичный парнишка с гладко зачесанными светлыми волосами, чуть красноватым носиком. Вместо гротескного клоунского одеяния — кепочка в клетку, пиджачок вельветовый, брючки дудочкой черные в полосочку и стильные ботинки", — вспоминает Костюк.

Собеседник подчеркнул, что сразу, с первой же репризы проявилась и другая уникальность молодого артиста — его мастерское владение всеми жанрами клоунады.

"Замечательный артист Леонид Енгибаров был клоуном-мимом, его называли "Осенним клоуном", он тяготел к пантомиме и пародии. Юрий Никулин в своих репризах больше брал театральной драматургией, актерским мастерством. А у Попова в репризах было все", — отметил Костюк.

Он напомнил, что Олег Попов начал свою работу на манеже с номера "Эквилибрист на свободной проволоке".

"Это была комическая сценка и в то же время очень сильный по трюкам номер — очень редкое сочетание мощной трюковой основы с комедийной. Многие потом пытались подражать Попову, делать подобные репризы, но у них ничего не получалось", — уточнил собеседник.

 
Костюк рассказал и о других известных репризах Попова, которые, кстати, артист в основном сочинял и ставил сам.

Например, в жонглерской репризе клоун выходил на манеж в образе повара, жонглировал тремя картошками с двумя вилками — во время трюка на одну вилку попадала картошка, он подбрасывал еще одну — и сверху вторая втыкалась. "Очень смешной и безумно сложный по трюкам номер. У него там еще и кошка в котел запрыгивала", — отметил собеседник.

По его словам, Попов всегда нравился и детям, и взрослым, потому что он разноплановый артист, мастерски владеющий всеми жанрами клоунады. В творческом арсенале Попова — и пантомима, и пародия, и в то же время он великолепный, смешной клоун-буф.

Костюк рассказал, как в 1962 году вместе с Поповым работал в Финляндии. Он отметил, что финны вообще-то не очень воспринимают цирк — на представления ходят, но особенно не реагируют. Но когда выступал Попов, они скандировали, потому что он умудрился не только показать себя разноплановым клоуном, но и участвовал в номерах других артистов.

"Например, в номер акробатов-прыгунов Олег Попов выбегал в своем клоунском костюме и полноценно исполнял целую акробатическую комбинацию как заправский акробат. А в конце спектакля в номере джигитов выезжал на лошади и делал сложные трюки джигитовки, включая "обрыв", когда артист волочится по земле вслед за лошадью", — поделился собеседник.

Он также вспомнил грандиозный успех Попова в программе, посвященной 50-летнему юбилею советского цирка, которая шла в цирке на Цветном бульваре.

"В этой программе участвовали настоящие звезды — и Никулин с Шуйдиным, и Карандаш, и Олег Попов, но главным был все-таки Попов: он, можно сказать, вел весь спектакль", — отметил Костюк.

По его словам, при всей своей популярности и успешности, Олег Попов очень простой в общении человек, любящий пошутить и посмеяться в компании.

"Он ведь из рабочих — был слесарем в прошлом. И, между прочим, это ему и в цирковой профессии помогает — весь реквизит Попов всегда делает сам. Владеет и сваркой и слесарным мастерством, раньше всегда возил с собой целых два контейнера со всякими токарными, слесарными станками — в общем, целую мастерскую", — рассказал собеседник.

Костюк подчеркнул, что Олег Попов — единственный российский цирковой артист, который стал настоящий звездой манежа за рубежом.

"Он уже работал в Германии, когда получил почетного "Золотого клоуна" на фестивале в Монте-Карло — это цирковой "Оскар". Именно почетного, именного "Золотого клоуна" вручают очень редко, это было два-три раза в истории фестиваля — и только самым известным в мире артистам. Эти артисты не участвуют в конкурсе, потому что уже доказали, что они — лучшие", — добавил собеседник.

Олег Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области (сейчас — Одинцовский район). Вскоре семья переехала в Москву.

В 1943 году в 13 лет он поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат "Правда". А в следующем, 1944 году, занимаясь в кружке акробатики Дворца спорта "Крылья Советов", он познакомился со студентами циркового училища, побывал на их репетициях и в этом же году поступил в Государственное училище циркового искусства. Закончил он ГУЦИ в 1950 году по специальности "эксцентрик на проволоке".

Будущая звезда манежа начал свою карьеру эквилибристом, выступая с номером "Эксцентрик на свободной проволоке". В 1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна в Саратовском цирке.

Среди самых знаменитых реприз Олега Попова — "Повар", "Свисток", "Луч". Он принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу.

Олег Попов — лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара (Брюссель, 1958), в 1981 году завоевал Почетный приз "Золотой клоун" Международного циркового фестиваля в Монте-Карло и много других наград престижных цирковых фестивалей. В 1969 году, к 50-летию советского цирка Олег Константинович Попов был удостоен звания народного артиста СССР.

Артист принимал участие в популярной детской телепередаче "Будильник".

С 1991 года Олег Попов живет и работает в Германии. Немецкая публика называет его "Счастливым Гансом".