В центре ее – четырехлетний период, который во многом определил дальнейшее развитие его творчества.
"Тематически она посвящена самому важному времени в его жизни и творчестве – периоду с 1961 по 1964 годы", — говорит Бернхардт Бурги, директор базельского музея.
Ключом к пониманию смысла этой экспозиции является то, как она прослеживает переход художника от традиционных методов создания рисунка к использованию тиражированных, постоянно повторяемых образов в рамках одного полотна, а затем и переход к механизированным методам создания полотен.
Тиражирование образов
Уорхол особенно знаменит своими рисунками банок суповых консервов фирмы Campbell. Он рассказывал, что однажды приятель посоветовал ему нарисовать то, что ему было особенно дорого, и Уорхол решил нарисовать суповую жестянку, потому что почти каждый день открывал на обед такой суп.
На выставке в Базеле представлены первые ранние наброски на эту тему. За ними следует отдельная экспозиция полотен со 100 суповых банок, при изготовлении которых Уорхол использовал трафареты и напыляемую краску для создания стиля, который принес ему всемирную славу.
"Творчество Уорхола в этот период основано на идее повтора, тиражирования", — объясняет Бернхардт Бурги.
"Поэтому на выставке мы стремились показать, как он шел к этому стилю и как он использовал определенные темы", — говорит директор музея.
Ради этого музей решил не включать в экспозицию комиксы Уорхола, которые также относятся к этому периоду.
Однако представлены несколько редких рисунков, в том числе карандашный набросок портрета известной киноактрисы Джинджер Роджерс.
Музей в Базеле располагает крупнейшим собранием графики Уорхола за пределами музея Энди Уорхола в Питтсбурге, штат Пенсильвания.
Грустные темы
Центральное место на выставке в Базеле занимают портреты Элизабет Тейлор и Элвиса Пресли, которые являются примерами приема тиражирования графических образов.
В центре полотна "Голубая Лиз" находится кадр с ней в роли Клеопатры из одноименного фильма.
"Уорхол использовал в качестве основы шелк, на который проецировался кадр с фотопленки, ставший основой для различных вариантов этого портрета", — рассказывает директор базельского музея.
Уорхол использовал для своих сюжетов и более трагические темы.
На выставке в Базеле есть зал, где выставлены его работы из серии "Смерть и катастрофы", в центре которой находится использование газетных вырезок об автокатастрофах со смертельным исходом.
К 1964 году Уорхол стал невероятно плодовитым художником – он переименовал свою студию в Фабрику и нанял нескольких ассистентов.
Созданные им полотна и графика пользуются огромным спросом на художественном рынке.
Одна из его работ, посвященных Элвису Пресли, недавно была продана за 100 млн долларов.