Книга «Аритмия чувств» — детально прорисованное подтверждение вышесказанного с некоторыми уточняющими деталями.
Химеоинформатик Вешневский ворвался в мир литературы и сломал многие стереотипы, а также вскружил множество женских голов своим романом «Одиночество в сети». Дебютный роман автора-Вишневского, отказывающего от звания писателя, три года не выходил из списков бестселлеров, выдержал множество переизданий, в том числе, с дополнениями, а также экранизирован.
С тех пор, вот уже девять лет, Вишневский неустанно балует читателей новыми произведениями. И не собирается останавливаться.
Если после «Одиночества в сети» его называли самым женственным мужчиной, сумевшим понять всех женщин земного шара глубже и подробнее всех предыдущих пишущих мужчин, то скоро автор продемонстрирует познания в природе себе подобных и напишет о мужчинах.
Впрочем, именно первый роман Януша Леона вызвал критику, оставившую глубочайший след в душе ученого. Польский литературный критик назвал его романом-шкатулкой. Впрочем, в этом есть доля правда.
Не у всех читателей получится всласть посочувствовать виртуальному роману героев, развивающемуся на страницах книги. И пусть почтовый ящик автора все еще собирает обильный урожай женских откровений, вызванных идеализацией автора и наделением его качествами выдуманного им лирического героя, не всем придется по вкусу так детально прорисованная история измены.
Зато Вишневского запросто можно счесть настоящим менестрелем от науки. Сумевшим вплести в сюжетную канву много познавательных историй и баек от науки, вдохнув таким образом жизнь в жанр научной литературы, по которому так ностальгирует сам автор.
Кроме того, уже в первом своем романе Вишневский пропагандирует диалог как основу межполовых отношений.
Именно в рассуждениях о жизни, которыми без устали обмениваются главные герои, яркими вспышками возникают короткие истории с непременной моралью и подведением итогов, пусть иногда всего лишь промежуточных.
В очередной книге «Между строк», Януш Леон Вишневский сам приобретает электронно-письменный характер и развивает темы, затронутые в первом романе, в своей переписке с Малгожатой Домагалик, известной польской журналисткой и телеведущей. Впрочем, переписка двух людей, пусть и близких по духу, уже не походит на плавное повествование.
Темы мечутся между строк писем, хаотично преобразуясь из диалога в два самостийных монолога людей, которым есть что сказать этому миру.
Здесь меньше любви и копания в природе, зато очень много рассуждений о том, что такое творчество в любой профессии.
Но Вишневский и здесь продолжает свой увлекательный рассказ о новых исследованиях в различных областях, раскрывает секрет единственного доказанного афродизиака, а также возвращается к обсуждению ситуации в современной Польше.
Ну а «Аритмия чувств» — становится подробным ответом многочисленным поклонникам прозаического таланта Вишневского. Это интервью длиной в книгу, где можно узнать все, что хотелось спросить о самом Вишневском. Ну и убедиться в реальности Якуба – героя «Одиночества в сети».
Однако есть вероятность разочароваться в Вишневском-человеке, которая так часто сопровождает прочтение интервью о любимом авторе, актере, политике. Насколько бы не был хорош он в своем деле и выражении чего-то в творчестве, гражданско-личностная позиция может сильно подкосить идолический пьедестал.
Ведь живой человек, исповедующий определенную жизненную философию может оказаться далеким от собственного творческого гения.
Откровенно говоря, страстно влюбленным в Якуба – бояться нечего. Вишневский действительно трогательно и трепетно относится к женщине и подкупает стремлением разобрать любовь и влюбленность, а по большому счету, отношения между мужчинами и женщинами, на понятные процессы. Ведь понять, не значит перестать наслаждаться тем, что такие отношения привносят в жизнь каждого.
Кроме того, подтверждает смутное подозрение о том, что в каждом из героев – сам Вишневский с внешними атрибутами других людей, которых он знал. Возможно, это просто способ прочувствовать свою жизнь, которую прожил слишком интенсивно, без оглядки, и не успев насладиться моментом, отрекаясь от много ради достижений в работе.
Именно поэтому частым спутником Януша Леона Вишневского было одиночество, которое сам он характеризует как простуду души. И часто выбирает его осознанно, а от того и рассуждает о нем так пронзительно.
Почти также как и об измене, которой, по его собственному признанию, не было места в его жизни. Впрочем, Дорота Веллман в «Аритмии чувств» вынуждает Вишневского сформулировать его личное понимание измены. Так, для автора измена начинается с того, что самым сокровенным хочется поделиться не с мужем или женой (самыми близкими людьми).
Эта книга еще раз подтверждает: вне зависимости от личного отношения к Вишневскому как к персоне, он остается любопытным для прочтения автором, который в своих книгах смог рассказать не только и не столько о чувственных переживаниях, сколько о магии науки.
И сделал это в той единственно верной форме, в которой интерес к ней лишь крепнет. Отчасти оттого, что его истории оснащены байками, а научные выкладки описаны так, что любой читатель легко может почувствовать себя если не специалистом, то крайне приближенным к этому.
Есть в книге и спорные моменты, подходящие для дискуссий. Так что если Вишневского станут проходить в рамках школьной программы по литературе, то он будет идеальной кандидатурой для импровизированного суда, устраиваемого обычно над Раскольниковым или Печориным. Например в части его рассуждениях о Боге и провозглашении себя верующим в Бога физиком.
Помимо прочего, из диалогов с Вишневским, облеченных в книжный формат, можно узнать много интересного о современной Польше, много больше, чем из сводок новостей о президентской гонке и развитии отношений с Россией после авиакатастрофы. Несмотря на то, что живет и трудится Януш Леон Вишневский в Германии, и все еще подвержен комплексу, привитому Советским Союзом.
Вишневский, после раскрытия в долгом разговоре с Доротой, по-прежнему будет мил феминистам обоих полов, считая, что женщины лучше справятся с управлением миром.
А пока Вишневский готовит новый, околомужской, роман и не мыслит оставить науку ради литературы.