"Для маркетологов должно быть очевидно, что с такими проектами, как ARTBAT FEST, надо взаимодействовать: это формирует положительный имидж компании. Возможно, бизнесменов сдерживает то, что у нас нет закона о спонсорстве, который бы давал какие-то послабления предпринимателям, вкладывающим в искусство. Можно выбрать и другие формы взаимодействия. В Нью-Йорке, например, существует программа "Процент на искусство". Там застройщиков обязали вкладывать в арт-проекты определенный процент от суммы застройки", — предположила директор фестиваля Оксана Кан.
Арт-директор ARTBAT FEST Владислав Слудский считает, что культура может вносить немалый вклад в экономику страны. А именно 3-5% бюджета.
"В постиндустриальном мире, где отмирает сырьевая экономика, арт-кластер имеет огромное значение. Приведу пример, который часто приводит Марат Гельман: все работы Пабло Пикассо стоят больше, чем "Газпром". То есть нам нужно создать арт-индустрию, которая поможет нам избавиться от сырьевой зависимости. Но для этого нужен придать ей импульс. Надо сделать так, чтобы картины наших художников не стояли на балконе, а раскупались, – считает Владислав.
Для этого нужно совсем немного. Так, Слудский оценивает весь современный арт-рынок Казахстана в $3-5 млн.
"Это немного. Для сравнения скажу, 10 самых дорогих картин, проданных на мировых аукционах в июне, стоят $130,8 млн. То есть один человек с кэшем может пойти и скупить весь наш рынок. Таким образом он даст толчок развитию рынка и диверсифицирует свой бизнес, ведь через 10-15 лет произведения современных художников будут стоить дороже, и это аксиома", – указал Владислав на причину.
Организаторы фестиваля говорят, что в Казахстане есть художники, в которых можно вкладывать деньги. Их достаточно много, например, Сауле Сулейменова, Сакен Бектияр, Куаныш Базыргалиев, Молдакул Нарымбетов, Георгий Трякин-Бухаров, Арыстанбек Шалбаев, Саид Атабеков, Алмагуль Менлибаева, Асхат Ахмедияров, Сырлыбек Бекботаев и другие.