Фестивальные показы завершаются постановкой Начо Дуато «Бесконечный сад». Ее представляет Национальный театр танца Испании. Аналогий с «Вишневым садом» автор просит не искать, передают. «Новости культуры».
На Чеховский фестиваль в Москву Начо Дуато прилетел в тревожном настроении. Он без пяти минут безработный: старый контракт с Национальным театром танца заканчивается, а новый не подписан. Дуато мрачно шутит: дам объявление в газету: «Известный хореограф ищет работу».
«Мне обидно, — признается Дуато, — что после того, как я руководил труппой двадцать лет и поднял ее на мировой уровень, когда мы достигли таких успехов, стали лучшими, со мной прощаются и расторгают контракт».
Никогда еще в жизни Начо Дуато не было так много чеховских пьес и рассказов, как в этом году. Он даже съездил в Мелихово, был потрясен маленьким, скромным домом писателя. «Конечно, я никогда не смогу понять Чехова, как вы, его душу. Я – испанец, но я хотел сделать свое маленькое посвящение ему, сказать спасибо за все, что он написал», — говорит хореограф.
В новой постановке Начо Дуато отказался от чеховских пьес и рассказов, работал по «Записным книжкам Чехова», и не только потому, что не любит сюжет в балете.
«Я представил, что на Чеховском фестивале будет десять "Дядей Ваней", пять "Вишневых садов", двадцать "Чаек" и решил не становиться в этот ряд, а делать что-то свое», — делится своими соображениями Дуато.
Что-то свое получилось в черных тонах. Никогда еще Дуато не делал таких мрачных спектаклей, как «Бесконечный сад». В нем звуки степи, пение птиц, шум ветра, музыка Шнитке, отрывки из записных книжек Чехова – как пометки на полях.
Если до этого испанские танцовщики кое-что о Чехове слышали, то теперь они точно знают, что Чехов для России, как Шекспир для Англии, — писатель вне времени. Аргентинец Франсиско Лоренсо себя даже представляет чеховским персонажем.
«Я видел постановку "Три сестры" одного аргентинского режиссера, -говорит танцовщик Франсиско Лоренсо. — Он превратил трех сестер в трех братьев, к ним приезжают три женщины, один из братьев по характеру очень подходит мне — он такой же романтичный, как Маша».
Танцовщица Луису Марию потрясла любовь Чехова к своей жене. «Поразительно, как он ее любил. В его произведениях это присутствует, и какая глубина, и человечность», — говорит Луиса Мария.
Сам Дуато по ходу тоже сделал для себя несколько открытий. «Я думал, что Чехов маленький и некрасивый, а когда увидел памятник, понял, что он элегантный, похож на танцора. Еще мне нравится, что он врач, потому что все в моей семье — тоже медики», — говорит Дуато.
В юности Начо Дуато баловался театром. Первый его спектакль «Вишневый сад» играли в гараже дома, где жил будущий хореограф. Теперь Дуато перевел Чехова на язык танца.
«Очень напряженный спектакль, — говорит Луиса Мария Ариас. — Мы двигаемся в тишине, иногда замираем, но всегда сохраняем это напряжение, как нерв».
«Бесконечный сад» закроет Чеховский фестиваль, а через несколько дней Испанский Национальный театр танца выйдет на сцену Большого театра России, чтобы сделать еще одно посвящение, но уже Баху.