Прямой и косвенный ущерб Казахстана от нападения вооруженных сил Украины на нефтепровод КТК в России может составить до двух миллиардов долларов. Такое мнение высказал Олжас Байдильдинов,основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» в интервью «Каравану».
«На инфраструктуру КТК было совершено уже три атаки. 17 февраля на НПС «Кропоткинская» били 7 беспилотников. По нему прокачивается в основном казахстанская нефть. Затем была атака на станцию «Кавказская». По этой станции ударили, был пожар, станция сегодня разрушена. Было два резервуара с нефтью. В последний год по нему транспортировалось 1,5 млн тонн российской нефти. На днях перехватили еще один БПЛА», — рассказал в интервью основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Киев сам взял на себя ответственность за это нападение, потому что они имеют право наносить удары по любым объектам на территории РФ, подчеркнул аналитик. Хотя наш президент неоднократно заявлял, что Казахстан придерживается нейтралитета. Более того, казахстанцы собирали гуманитарную помощь, устанавливали юрты, Казахстан все это время предлагал свою площадку для проведения переговоров между сторонами. Но, несмотря на это, наши объекты атакуют.
Атака на НПС «Кропоткинская» не сказалась на объемах транспортировки. Там есть возможность пустить нефть в обвод станции с добавлением присадок. Но это все равно, что требовать от марафонца бежать спринт. Сделать это можно, но это отразится на его состоянии. Точно так же страдает состояние нефтепровода. Происходит ускоренный износ этого участка. В будущем это приведет к снижению объемов перекачки.
Предполагаемый ущерб Казахстана от нападений на КТК – порядка двух миллиардов долларов. Это упущенная выгода, недополученные налоги в бюджет страны из-за снижения добычи нефти, и прямой ущерб – расходы на восстановление нефтепровода.
У «Казмунайгаза» есть своя доля в КТК – 19 %. В прошлом году КТК выплатил порядка 1,3 млрд долларов дивидендов. Из них доля КМГ составила примерно 250 млн долларов. И если консорциум столкнется со снижением прокачки, с необходимостью ремонта, это скажется на дивидендах.
Первая атака была спланирована как очень жестокий акт. Первая волна БПЛА должна была нанести удар по станции «Кропоткинкая». Туда мобилизуется персонал: работники станции, пожарные. И уже по этим людям должна была ударить вторая волна беспилотников, которые должны были подойти через полчаса после первых налетов.
«Я бы посмотрел на этих казахстанских политиков, если бы пострадали граждане Казахстана. А наши работники на КТК есть. Казахстан пока не осудил эти атаки», — отметил Олжас Байдильдинов
Чего добивается Украина?
Военные цели
Цели надо разделить на военные, политические и экономические.
«Трубопровод КТК никак не защищен. Это гражданский объект, по которому транспортируется нефть, принадлежащая компаниям США и Европы. Эта нефть не перерабатывается в России. В этих условиях атака на КТК выглядит бессмысленной с точки зрения военной логики.», — считает аналитик Олжас Байдильдинов.
Другая версия нападения – ВСУ бомбят КТК, потому что могут. От НПС «Кропоткинская» до Днепра – 500 км. Как оказалось, это не так много для небольших дронов. Плюс сам нефтепровод никак не защищен ПВО. Другие объекты на территории России или находятся дальше, что требует БПЛА помощнее, или хорошо защищены.
Экономические цели
Экономических целей может быть множество. Первое что приходит в голову – это попытка сократить всякий экспорт нефти из России, чтобы не было поступления валюты. Может быть. Да, российским и связанным с ними акционерам принадлежит 44 % КТК. В 2024 году акционерам КТК было направлено около 1,3 млрд долларов дивидендов. То есть России отошло 570 млн долларов.
Но КТК завязан на экспорт нефти из Казахстана – 80 % нефти в нем поступила не из России. И главный ущерб несет именно Казахстан!
Другая возможная цель – создать дефицит топлива, прежде всего в Европе в США. Нехватка может спровоцировать рост цен, что неизбежно приведет к росту цен на ГСМ. А это уже один из основных рычагов давления на выбор избирателей в тех же штатах.
Весь 2024 год цены на нефть были достаточно стабильны, поэтому колебания цен на топливо были минимальны. Это создавало ощущение стабильности. Скачки же цен могут создать впечатление того, что действия нынешней администрации Дональда Трампа привели к бардаку на этом рынке.
Теория так себе, так как от атак на КТК страдает в основном Европа. Именно в Европу поступает наибольший объем нефти из Казахстана (Кто покупает нефть Казахстана — инфографика — Караван).
Но есть и доля смысла: сорта Urals и KEPCO — достаточно тяжелые нефти, поэтому они широко используются для производства дизельного топлива. Это одна из причин, почему среди покупателей нашей нефти есть и Штаты.
Политические цели
Есть ли у Казахстана другие варианты экспорта? Есть. Может, именно это и есть цель атак на КТК?
В 2022 году НК «КазМунайГаз» и государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR заключили соглашение о транспортировке до 1,5 млн тонн нефти в год с месторождения Тенгиз в направлении нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД). Этот маршрут обходит территорию России. Его мощность — до 60 млн тонн в год. Но он используется только наполовину. При этом добыча нефти в Азербайджане падает, а внутреннее потребление растет.
Но этот маршрут дорогой: прокачка нефти через БТД втрое дороже, чем по КТК. По данным прессы — около 120 долларов за тонну против 38 долларов через КТК. Это значит, что страна получит меньше от экспорта сырья.
Кроме того, есть проблема логистики. Нефть с месторождений перевозится цистернами до Актау, затем танкерами через Каспийское море. Это занимает время, появляются затрата на хранение и ожидание. Надо модернизировать порт Актау: строить новые хранилища и наливные терминалы. Кто за это будет платить?
Как вариант – по дну Каспия можно было бы проложить нефтепровод. Но это новые экологические риски для моря. И сам юридический статус Каспия не определен: Казахстан и Азербайджан по-разному видят решение проблемы.
«Помнится, что и «Транснефть», и Великобритания были против строительства КТК», — высказался политолог Данияр Ашимбаев.
Понятно, что «Транснефть» не желала получить конкурента. А Британия была именно за маршрут в обход России. Но экономика победила. Да и мощности порта Актау не позволяли обработать такой объем.
Большая игра. Продолжение
Здесь интерес вскрывается просто: два крупнейших собственника БТД – азербайджанская SOCAR (33,71 %) и британская BP (British Petroleum, 30,1 %). При этом BP- еще и оператор нефтепровода.
И этот оператор, BP, в свое время жестко ограничил поставки казахстанской нефти по нефтепроводу БТД в 3 млн тонн. Дело в том, что малосернистый азербайджанский сорт Azeri Light дороже тяжелого казахстанского KEPCO. Если прокачивать больше определенного объема, то качество нефти на выходе Azeri Light упадет вместе с ее ценой.
«У Казахстана нет другой географии, кроме того, что есть. Посмотрите на карту страны. У нас нет выхода к морю. Какие варианты есть?» — рассуждает политолог.
На восток в Китай мы уже построили нефтепровод. Но основные потребители нашего экспорта проживают на побережье Желтого моря. Доставить туда грузы дорого.
На юг пути идут через Афганистан и Иран. Понятно, сейчас Афганистан закрыт для строительства нефтепроводов. Но главное – это гористая местность, где любое строительство дорого. Точно так же, как и через территорию Ирана, который находится под вечными санкциями.
На западе – на Кавказе – тоже горы. Здесь такие же экономические трудности. Плюс высокий тариф и зависимость от правительств сразу трех стран.
«Остается северо-запад, через территорию Россию. Поэтому там и прошел главный маршрут для экспорта нефти из Казахстана», — делает вывод Данияр Ашимбаев.