За честный спорт, или Новый убойный удар по репутации

Мюнхенский процесс

Две недели назад в немецком Мюнхене завершился, пожалуй, один из самых громких допинговых процессов в мировой истории. Его главным фигурантом был доктор Марк Шмидт, который на протяжении многих лет снабжал запрещенными препаратами и методами спортсменов, в первую очередь, лыжников и велогонщиков. Доктор получил 4 года 10 месяцев тюрьмы. А буквально через неделю после вынесения приговора немецкое телевидение показало документальный фильм со всеми подробностями дела, кульминацией которого стала полицейская операция “Aderlass” (“Кровопускание”), проведенная на чемпионате мира по лыжным видам спорта в 2019 году в Австрии. Тогда по подозрению в нарушении антидопингового законодательства были задержаны пятеро спортсменов, в том числе Полторанин.

Казахстанский лыжник был главной надеждой известного эстонского тренера Мати Алавера, который ради достижения результата разрабатывал с Шмидтом “революционные” допинговые технологии.

Неудивительно, что видео с выступлений Полторанина и его фото появляются на протяжении всей части фильма, посвященной Алаверу. Авторы фильма предполагают, что Алексею, среди прочего, могли предложить так называемый генный допинг – репоксиген, который стимулирует выработку в организме красных кровяных телец для лучшего переноса кислорода в крови. Казалось, что с ним было покончено еще в 2003 году. Тогда специалисты не сумели доказать эффективность репоксигена, зато сильное сгущение крови могло привести к необратимым последствиям. И вот тема генного допинга неожиданно возникла вновь. В лапах демона: шокирующие подробности громкого допингового дела

Моча Рахимова

Если история с Полтораниным – это дело прошлого, то ситуация с Рахимовым только начинает раскручиваться. Казахстанский штангист подозревается в подмене своей пробы во время одного из допинг-тестов в олимпийском 2016 году. Других подробностей не сообщается. Рахимов отстранен от соревнований на время расследования. Сколько оно продлится – предугадать нелегко. К примеру, в отношении Надежды Ногай, наказанной за подобное нарушение, изучение всех обстоятельств продолжалось целых 3 года. Принимая во внимание, что до Токио-2020 осталось меньше 6 месяцев, а борьба за олимпийские лицензии в самом разгаре, Нижат с большой долей вероятности останется за бортом Игр.

“Меня не обвиняют в употреблении чего-то запрещенного, – подчеркнул Рахимов в своем Instagram. – Как любой профессиональный спортсмен, я неоднократно в течение сезона сдаю пробы на допинг. Что происходит дальше с моей мочой, мне неизвестно, и это уже ответственность тех органов, которые нас проверяют. Друзья, я не намерен сдаваться и брать на себя чужую вину. Меня всегда воодушевляют те моменты, когда тысячи казахстанцев радовались со мной в день моих побед! Я уверен, что вы, мои преданные друзья, поддержите меня и сегодня. Я за честный спорт”.

Место освободилось

Для Рахимова это не первый эпизод в карьере, связанный с допингом. Из Азербайджана в Казахстан он перебрался уже с темным прошлым.

В 2013 году вместе с 17 другими азербайджанскими тяжелоатлетами Нижат провалил тестирование и был дисквалифицирован на 2 года.

К тому моменту у молодого спортсмена был серьезный конфликт с главным тренером сборной, и он первоначально собирался переехать в Грузию. Однако в конце концов остановил свой выбор на Казахстане. Первый же свой турнир под новым флагом – чемпионат мира-2015 – Рахимов выиграл, а на следующий год завоевал золотую олимпийскую медаль.

Поскольку Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) в своем сообщении о временном отстранении Нижата не привела никаких подробностей, то преждевременно говорить о судьбе его олимпийского титула. Будет ли еще недоказанное нарушение Рахимова проецироваться на Игры-2016? Понадобится ли реанализ его чистой на момент взятия олимпийской пробы? В любом случае казахстанская тяжелая атлетика получила очередной убойный удар по своей репутации. В настоящий момент на различные сроки дисквалифицированы 22 отечественных штангиста.

С отстранением Рахимова – главного кандидата на поездку в Токио-2020, в сборной обостряется борьба за единственное место в олимпийском составе у мужчин.

Пока наилучшие шансы на это сохраняют Денис Уланов (89-е место в олимпийском рейтинге, весовая категория до 89 кг) и Ибрагим Берсанов (95-е, до 109 кг). Не теряет надежд и Игорь Сон (131-е, до 61 кг) – единственный из этого трио, кто участвовал в январских сборах национальной команды. Ближайшим крупным стартом для сборной Казахстана станет чемпионат Азии, который должен пройти 15–24 апреля в Ташкенте.