Проблему наличия легионеров, все еще большого бюджетного финансирования профессиональных клубов и продолжающейся натурализации в казахстанском спорте подняли алматинцы на встрече с министром туризма и спорта РК Ермеком Маржикпаевым, передает Caravan.kz.
Не секрет, что к легионерам и натурализованным спортсменам в казахстанском обществе неоднозначное отношение. И немалую часть составляет вопрос финансов - на определенную сумму можно вырастить свою звезду, затратив силы и время, построив целостную систему воспитания атлетов, или взять уже готового спортсмена, который даст результат здесь и сейчас, но его результаты вряд ли демонстрируют наличие развитой системы подготовки атлетов.
Отвечая на вопрос, Маржикпаев напомнил, что болельщики должны четко различать, прежде всего, кто такой легионер, а кто такой натурализованный спортсмен. Легионеры - это те, которые играют в клубах наших без смены гражданства. Натурализованный спортсмен выступает в национальной сборной нашей страны, приняв гражданство Казахстана.
Легионеры уходят сами
Министр напомнил, что несколько лет назад государство ввело ограничения - государственное финансирование профессиональных клубов не должно превышать сумму в 1,2 млрд тенге в год. И такая мера, по словам министра, приносит хорошие результаты.
"Если у нас было порядка 600 - 650 легионеров в тот период, то сегодня у нас количество легионеров сократилось в два раза, уменьшилось. Клубы, которые содержатся в счет местного бюджета, они же сами, скажем так, выбирают, смотрят. И если сегодня полностью сократить легионеров - это не совсем правильно. Вот хоккей. Все говорят, почему такие высокие зарплаты получают? Да, есть такая тенденция, когда у нас было много легионеров, могло до 80% доходить. Сегодня мы выровнялись, 40 на 60. В то же время хотим сказать, что благодаря тому, что у нас играет старшая сборная, "Барыс" играет, юниорская сборная, вы видели, как она порвала группу свою и вышла в элитный дивизион, это другой этап. И сборные трех возрастов - юноши, юниоры и взрослые, все находятся в элите. И большая часть - это наши местные ребята. Это хорошо, и эволюционным путем количество легионеров сокращается", - сказал Ермек Маржикпаев.
В тоже время, он считает, что еще раз снижать лимит госфинансирования клубов нецелесообрано.
"Лимиты итак у нас небольшие - 1,2 млрд тенге, это небольшие средства для большой команды. Вы знаете, что это не только те 11 спортсменов, которые бегают за футбольную команду, это это гораздо больше, надо умножать на три. Кроме того, при них действуют детско-юношеские школы, юниорские футбольные команды, это огромная работа, не думаю, что будет правильным сокращать еще госфинансирование наших клубов. Лимиты на легионеров? Думаю, сегодня не так привлекательно их брать в большом количестве благодаря той программе, которую мы приняли несколько лет назад. Раньше футбольный клуб мог получать до 5 млрд тенге из бюджета, сегодня это 1,2 млрд тенге. Конечно, никто не запрещает профессиональным клубам привлекать средства спонсоров, иные средства", - отметил Маржикпаев.
Натурализация - наше все?
По словам министра, в казахстанском спорте высших достижений натурализованных спортсменов всего 25, а местных - около 13 тысяч.
"Я не думаю, что это много. И обратно же. Например, Нора Джеруто, легкоатлетка. Чтобы стать членом сборной Казахстана, она чемпионат Казахстана выиграла, Спартакиаду выиграла. И когда она показала лучшие результаты, вошла в сборную. И сегодня бегает за нашу страну, за Казахстан. Тоже самое Елена Рыбакина. Она же не просто так начала выступать за Казахстан, прошла все этапы по стране. И сегодня мы надеемся, что она будет, наверное, на Олимпийских играх одним из лидеров. Поэтому, конечно, нет такого засилия иностранцев, поэтапно, эволюционным путем их число сокращается, наши ребята растут, подтягиваются, места забирают. Будем растить своих, это правильно", - заключил Ермек Маржикпаев.
Напомним, что Нора Джеруто, выигравшая чемпионат мира по легкой атлетике, была временно отсранена от соревнований из-за вопросов, возникших у Независимого органа по борьбе с негативными явлениями в легкой атлетике (AIU). 30 октября стало известно, что ее оправдали, но международная федерация легкой атлетике World Athletics не согласилась с этим решением и подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS).