Выборы главного тренера сборной по тяжелой атлетике – профанация?

Уже больше месяца прошло с момента избрания наставником первой команды республики Даурена Бекмуханбетова, однако он до сих пор не приступил к исполнению своих обязанностей. Приказ о его назначении так и не подписан, и все факты говорят о том, что этот процесс затягивается преднамеренно.

– Совещание, на котором выбирали главного тренера сборной, прошло еще 6 ноября в Талдыкоргане, во время чемпионата Казахстана, – рассказывает Бекмуханбетов. – Я, честно говоря, не собирался участвовать в выборах, но мне позвонили старшие тренеры нескольких областей с просьбой выставить свою кандидатуру. В принципе, я соответствовал всем критериям, поэтому подготовил план и отправился на совещание. Там собрался большой состав – все областные старшие тренеры, представители Федерации тяжелой атлетики, Национального олимпийского комитета, а также министр культуры и спорта Актоты Раимкулова со своими помощниками, которая и вела заседание.

– Как оно проходило? Какие вопросы обсуждали?

– Говорили о проблемах тяжелой атлетики, которые назрели за последние 20 лет и в конечном счете привели к многочисленным допинговым скандалам, внутренним конфликтам между прежним тренерским штабом сборной и региональными тренерами. Федерация предложила разделить сборную на мужскую и женскую. Мол, мировая практика показывает, что так будет лучше. Большинство тренеров с этим согласились, но сказали, что сейчас – не время для этого. Сначала надо стабилизировать положение внутри сборной, очистить наш вид спорта и сформировать сплоченную команду с высокими результатами. Для этого надо работать сообща под руководством и ответственностью главного тренера. После этого перешли к его выбору.

– Кто были ваши конкуренты?

– Всего рассматривались 3 кандидатуры. Помимо меня выдвинулись Иван Снегуров из Карагандинской области и Нуржан Смаханов из Кызылординской области. Каждый вкратце выступил со своим планом развития, после чего приступили к голосованию. В мою пользу проголосовали 14 человек из 17.

– Когда вы должны были приступить к работе?

– Об этом я поинтересовался у исполнительного директора федерации Романа Темиржанова. Тот сказал, что сначала подготовят протокол собрания, на основании которого сделают ходатайство в министерство о моем назначении на должность главного тренера. Всё это займет около недели. Пообещал держать меня в курсе. Прошло 10 дней – никаких вестей. Я сам позвонил в федерацию. Мне ответили, что пока к этому не приступали, и попросили подождать еще недели две, а может, и дольше – до завершения чемпионата мира.

– Чем вызвана такая задержка? “Я был вынужден покинуть Казахстан”: тренер Ильи Ильина, который помог Узбекистану выиграть золото Олимпиады

– Толком не озвучили. Тогда я напрямую связался с министерством. С меня затребовали документы, которые я предоставил, и мы уже стали с коллегами составлять планы тренировочного процесса в сборной и развития тяжелой атлетики в целом. И тут начинают происходить совсем уж загадочные вещи.

Узнаю, что до Актоты Рахматуллаевны донесли информацию, будто я добровольно отказываюсь от должности главного тренера.

Эта новость нас озадачила, и нам пришлось убеждать представителей министерства, что отступать я не собираюсь и уже почти месяц терпеливо жду официального назначения. Там провели внутреннее расследование и обнаружили мое заявление, которое где-то “затерялось”. Все это время мне приходилось отмалчиваться на запросы журналистов, но, наверное, пора уже объяснить ситуацию.

– Перед чемпионатом мира, – продолжает Бекмуханбетов, – я разговаривал с генеральным секретарем федерации Алдияром Нуралиновым и вновь поинтересовался: как продвигаются дела с моим утверждением? На что мне было сказано, что моя кандидатура, как и приказ министра, уже неактуальны. Вот 24 декабря в федерации состоится расширенное заседание, на котором выберут “правильного” главного тренера. Оказывается, некие уполномоченные представители власти полностью аннулировали и признали недействительными результаты выборов главного тренера. Такое решение они вынесли по ходатайству НОК и Федерации тяжелой атлетики. Я же не получил с их стороны никаких уведомлений или объяснений. Налицо саботаж распоряжений министра, а также волеизъявления региональных тренеров, которые и готовят спортсменов для сборной? Как с ними не считались раньше, так и дальше не будут считаться. Значит, снова в сборную назначат тренеров, угодных федерации. Я здесь даже не про себя говорю, а про саму ситуацию, когда люди втихую добиваются отмены честных выборов, поддержанных министром.

– Как вы думаете, почему федерация противится вашему назначению?

– Полагаю, потому, что я собираюсь работать с тренерами, неугодными федерации. К примеру, с бывшим наставником сборной Юрием Мельниковым, которому не дали доработать по контракту полгода и уволили незадолго до Олимпиады в Токио. Мы коллективно обсудили эту проблему и предполагаем, что некие люди не хотят, чтобы Актоты Рахматуллаевна навела порядок и очистила казахстанский спорт. Выход только один – обратиться к Президенту Касым-Жомарту Токаеву, чтобы тот лично разобрался в ситуации. Ведь аналогичные проблемы есть во многих видах спорта, которые сейчас смотрят на нас с надеждой на справедливость.