Виктор Жлуктов. Это имя знакомо многим болельщикам той легендарной советской команды, в которой играли Валерий Харламов, Владислав Третьяк, Борис Михайлов, Владимир Петров, наш Борис Александров... Они были кумирами, небожителями. Их знали и любили миллионы.
На чемпионате мира в Чехии, который проходил с 22 апреля по 9 мая, сборная Казахстана сохранила место в элитном дивизионе. Команда России, за которую у нас также сильно переживают, выступила неудачно, не попав в четвертьфинал. Но позвонили мы Виктору Жлуктову не только для того, чтобы узнать мнение мэтра о прошедшем мировом первенстве. Мы хотели узнать, как сейчас живет хоккеист из той золотой когорты.
Оплата - в валюте и рублях
Звонок из Казахстана Виктора Васильевича удивил. Потом вспомнил, что уже давал интервью для "Каравана". Говорит Жлуктов четко. Нет-нет и проскальзывают начальственные нотки. Все-таки работал президентом хоккейного клуба ЦСКА. А когда он стал говорить о прошлом, показалось, что разговариваешь не с умудренным опытом человеком, а молодым рубахой-парнем, забивным нападающим Виктором или даже с Витьком Жлуктовым.
- Конечно, когда играл, золотые были времена, - продолжает наш собеседник. Мы были молодыми, красивыми и очень популярными. От поклонниц не знали отбоя. Практически после каждой игры цветы, любовные записки с телефонами и местом встречи.
- И часто вы так встречались?
- Нечасто. Но, конечно, бывало всякое. И со спортивной базы убегали, и девушек приводили…
- Известно, что в те времена нарушение режима очень строго каралось. Особенно при главном тренере Викторе Тихонове…
- В ЦСКА могли и "на губу" посадить. Я на службе с 1973 года. Впрочем, в то время нас и надо было держать жестко. Ну не имели мы должного самоконтроля, чтобы все делать правильно. Хотя палку, конечно, перегибали. Нас, ветеранов, держали месяцами взаперти на базе. У всех жены! В молодые-то годы непросто такое терпеть.
- Но ведь было за что? Заработки ведь были очень приличные?
- За победы на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх нам платили не только в рублях, но и валюте. Тогда доллары, марки водились только у дипломатов, воров и хоккеистов. Помню, за победу на Олимпиаде 1976 года каждый из нас получил по 900 марок. Огромные были деньги. Плюс платили еще в рублях. За первое место на чемпионатах мира получали по 1500 рублей, на чемпионатах Европы - по 500. А вот в ЦСКА премии вообще не предусматривались. Нам отвечали коротко: хотите танк на всю команду? Больше вопросов не возникало.
Хоккеистам - "Волги" вне очереди
- Говорят, что самым популярным напитком в команде была водка…
- Выпивали. Никто сейчас это не скрывает. В Москве у нас был свой ресторан на одном из вокзалов, куда любили захаживать. Но пили, как бы это сказать, с умом. Иначе разве бы выиграли столько чемпионатов?!
- С ГАИ проблем не возникало?
- Какое ГАИ! За нас болела вся страна. У каждого хоккеиста номер машины был такой же, как на форме. У Харламова, например, семнадцатый - 00-17ММБ. Выходишь после игры во двор, там одни "Волги" стоят. И сразу понятно, чья это машина.
- И что, сразу "Волгу" купили?
- Да нет, конечно. Вначале приобрел "трешку", третью самую крутую по тем временам модель "Жигулей". Потом уже "Волгу Газ-24". Конечно, без очереди. По блату, как хоккеисту.
Александров-младший - бесстрашный, как отец
- С олимпийским чемпионом 1976 года казахстанцем Борисом Александровым, погибшим два года назад в автокатастрофе, вы играли в одной команде. Каким он вам запомнился?
- Просто красавец! И на льду, и в жизни. К сожалению, до конца талант свой так и не раскрыл. С тренером ЦСКА и сборной Тихоновым у него отношения не сложились. В ЦСКА мы с Борисом начали играть практически одновременно. Да, знаю, что недавно погиб его сын Алан, и тоже в автокатастрофе. Очень большое горе… Видел, как играет второй сын Бориса - Виктор из новокузнецкого "Металлурга". Играли ЦСКА - "Металлург". Сразу жене показал, вон, мол, сын Александрова. Он мне понравился. Подвижный, бесстрашный, на ворота все время лез. Чем-то он Борю напоминал, хотя, конечно, хват клюшки у него другой и посадка низкая, что ли…
- Вы дружили с Александровым?
- Я бы так не сказал. Но на свадьбе у него, помню, гуляли от души. Его первая жена - дочь знаменитого артиста Николая Крючкова. А вот вторую его супругу не знаю.
Железные люди… тоже плачут
Виктор Васильевич попросил несколько минут паузы. В трубку было слышно, как он что-то объясняет жене, которая, видимо, только что зашла домой.
- Алло, - слышу из трубки. - Извини, дома ремонт начался, объяснял, где лежат стройматериалы.
- В чем видите причину неудач сборной России на чемпионате мира в Чехии?
- Не было коллектива. Каждый хоккеист сам по себе.
- Получается, что тренер Виктор Тихонов не смог сплотить команду?
- Виноват не только тренер, но и игроки. Недаром говорят: в хоккей играют настоящие мужчины. Я не увидел мужиков, которые повели бы за собой команду. Раньше таким был Борис Михайлов. Не дай Бог, увидит, как кто-то струсил, попятился. Стоило ему прикрикнуть, и молодежь готова была жилы рвать. Молодые его уважали и боялись. На таких, как Михайлов, и держится коллектив. В сборной Казахстана нашлись опытные и авторитетные ребята. Это братья Александр и Евгений Корешковы. Я искренне рад, что казахстанцы остались в сильнейшем дивизионе.
- В Казахстане был еще один очень известный хоккеист - Юрий Леонов. Помните такого?
- Конечно, это же игрок сборной СССР! Мы в одной тройке играли в турнире на приз газеты "Известия" - я, Леонов и Николай Дроздецкий. Юра - прекрасный человек, отличался порядочностью, ответственностью. Его в команде очень уважали.
- А Евгения Паладьева из московского "Спартака помните? Он начинал в "Торпедо" из Усть-Каменогорска.
- Женьку?! Отличный был защитник, двукратный чемпион мира. В сборной СССР сильно играл. Но, честно, не знал, что он из Казахстана. Раньше, в союзные времена, мы не делились на приезжих и местных.
- Звезды советской поры часто говорят о патриотизме. Но играли ведь они все-таки за деньги.
- Деньги - не главное. Если бы вы знали хоккеистов сборной Союза, таких, как Валерий Васильев, Александр Гусев, сразу бы мне поверили. Это были железные люди, по-настоящему камень и коса. Но я видел, как они плачут во время Гимна Союза. Даже меня это поразило!
В Харламове была испанская кровь
Последний раз с Виктором Жлуктовым я, журналист "Каравана", общался два года назад после гибели Бориса Александрова. Тогда как-то не довелось расспросить о, пожалуй, самом ярком хоккеисте тех времен Валерии Харламове.
- Вы считались большим другом Валерия Харламова, погибшего в автокатастрофе в 1981 году. Часто о нем вспоминаете?
- Недавно участвовал в телепередаче о Валерке. Последние два года мы с ним вместе на сборах в одной комнате жили. Харламов - душа команды. Незаносчивый и очень общительный. Испанская кровь давала о себе знать. У него же мать испанка. Во время войны детей из Испании к нам вывозили. Дядя Боря (отец Валерия Харламова. - Прим. авт.) увидел ее и влюбился… Валерку, помню, как-то в очередной раз звали играть в канадский клуб. Он отшутился: без Михайлова и Петрова никуда не поеду. Канадцы не поняли юмора и тут же заявили: мы берем всю тройку. Естественно, никто никуда не перешел, да и не мог перейти. Не те тогда были времена.
Третьяк - уже дедушка
- Какой матч в вашей карьере врезался вам в память более всего?
- Наверное, матчи на Кубок Канады в 1981 году. Мы были в Виннипеге, когда узнали, что погиб Валера Харламов. Михайлов и Петров к тому времени завершили карьеру. Тогда, по-моему, впервые в сборной появилась знаменитая тройка Игорь Ларионов - Владимир Крутов - Сергей Макаров. До этого на Олимпийских играх 1980 года мы уступили золотые медали американцам. В общем, доказали в Канаде всем, что есть порох в пороховницах. В финале обыграли канадцев во главе с Уэйном Гретцки со счетом 8:1. Гретцки после матча заплакал. Тогда еще канадцы нам Кубок отказались вручать.
- Вам довелось играть с легендарным вратарем Владиславом Третьяком…
- Мы и сейчас созваниваемся. Третьяк - депутат Государственной думы от Саратовской области. В Москве, в Митино, хочет спортивный центр построить. Уже пробил землю. Живет Владислав в Москве с женой. У него двое детей. Недавно внук появился. Третьяк, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов помогли мне деньгами на лечение. Я летал вместе с женой в Торонто в центр нейрохирургии.
Все медали - в портфеле
Так уж сложилась судьба. Виктор Жлуктов последний год в основном сидит дома.
Он перенес несколько операций на ноге. Бывший форвард ЦСКА и сборной СССР сейчас передвигается только на костылях.
- После того как закончил выступать в 1985 году, работал в ЦСКА и играл за ветеранов. На одной из тренировок подвернул правую ногу. С тех пор все началось, - говорит Виктор Жлуктов. - Из-за постоянных травм нарушилось кровообращение ноги, атрофировались мышцы. Плюс вдобавок начались проблемы с позвоночником. Но жаловаться на жизнь не собираюсь. У меня все нормально. Пенсия у военных неплохая. Кроме того, Слава Фетисов (министр спорта России. - Прим. авт.) выбил на федеральном уровне для олимпийских чемпионов пособие. Мэрия Москвы также платит деньги олимпийским чемпионам.
- Часто ли выбираетесь из дома?
- Нет. Я почти все время дома. У меня два телевизора, и оба работают на спортивных каналах одновременно. Дочь Светлана - старший лейтенант в министерстве по чрезвычайным ситуациям. Окончила военный юридический университет. Девять месяцев назад родился внук Александр. На жизнь не жалуюсь. Все нормально. Если надо, соседи бегают в магазин или мусор вынесут. Жена ведь еще работает. Бывает, нужна машина, звоню в ЦСКА, присылают, не отказывают.
- Где храните свои медали?
- Специального стенда не имею. Все медали лежат в портфеле. Но награды - это не главное. Радует, что люди не забыли. Помнят и в Казахстане. Это очень приятно.
Наша справка
Жлуктов Виктор Васильевич. Родился 26 января 1954 года. Нападающий. Чемпион Олимпийских игр 1976 года, серебряный призер Олимпиады 1980 года. Чемпион мира и Европы 1978 года, 1979, 1981-1983 годов. Обладатель Кубка Канады 1981 года. В чемпионатах СССР провел 455 матчей, забил 198 шайб. В чемпионатах мира и Олимпийских играх сыграл 77 матчей, забил 29 голов. Живет в Москве. Полковник в отставке.