Уже после открытия сезона началась инспекция по допущенным ранее к чемпионату полям. И вдруг оказалось, что не все они нормам-то соответствуют.
Амбарный замок
2002 год. Наш футбол пребывает в “азиатском болоте”. При этом все 17 клубов суперлиги свои первые домашние матчи худо-бедно, но проводят на основных стадионах.
2010 год. Футбольный Казахстан уже в Европе, побеждает Сербию и проходит дальше первого раунда еврокубков. Из 12 клубов премьер-лиги 5 предпочитают поберечь по весне газон своих главных арен.
2017 год. Начинать сезон на своих родных стадионах рискнули только “Астана”, “Кайрат”, “Ордабасы” и “Иртыш”. Приведенная диаграмма 2 наглядно демонстрирует, сколько основных арен по положению на 21 апреля не были задействованы в матчах премьер-лиги. При этом “Астана” не только сама эксплуатировала “Астана-Арену”, но и пустила к себе под крышу “Окжетпес” с “Шахтером”. Правда, крыша эта скоро понадобилась другим людям и на другие цели. С конца марта на входные ворота главного футбольного стадиона страны навесили амбарный замок. Арену стали готовить к ЭКСПО, предстоящий отборочный матч чемпионата мира Казахстан – Дания подарили Алматы. А где играть “Астане” домашние поединки Лиги чемпионов? Пока в этом вопросе ясности нет.
Столичный анекдот
Вокруг столичного клуба вообще сложилась анекдотичная ситуация. После закрытия “Астана-Арены” вдруг выяснилось, что в главном городе страны играть в футбол больше негде! Построенный еще до Второй мировой стадион имени Хаджимукана Мунайтпасова, заявленный “Астаной” в качестве резервной арены, пока не готов. Пришлось срочно реанимировать бывший “Автомобилист”, ныне гордо именуемый “Тарлан- Ареной”.
Конечно, разрешение играть на резервных стадионах дается клубам из благих побуждений. Пусть основное поле отдохнет, травка на нем подрастет. Однако из-за этого добрую четверть сезона команды проводят на маловместительных стадионах с газонами, на которых трудно вести комбинационную игру и риск получить травму достаточно велик. При этом далеко не факт, что сбереженное за весну основное поле летом будет приятно на ощупь ногам.
“Мэ” и “жо”
Требования, предъявляемые сегодня стадионам, занимают не одну страницу “Правил по сертификации профессиональных футбольных клубов для участия в соревнованиях, проводимых Федерацией футбола Казахстана”. В них прописано всё – вплоть до количества писсуаров (один на 125 мужчин) и унитазов (один на 250 мужчин и один на 125 женщин) в санитарных сооружениях “типа сортир, обозначенных буквами “мэ” и “жо”, а также подробного списка всего необходимого для пунктов первой медицинской помощи.
Отсутствие у врачей глазного фонарика или проспиртованного тампона уже может считаться несоответствием стадиона минимальным требованиям регламента по инфраструктуре. А значит, команду могут не допустить к чемпионату.
Табло на аренах не должно быть обязательно электронным и прямоугольным. Оно может быть любого вида и формы, хоть шарообразной или параллелепипедной. Главное, чтобы на нем были выведены (от руки не запрещается) “наименования команд – участниц матча” и “счет матча”. В последние годы заметно снижены требования к вместимости трибун. Если еще в 2014 году стадионы должны были иметь возможность принять не менее 3 000 зрителей, то сейчас эта цифра снижена вдвое (до 1 500), а для резервных арен – втрое (до 1 000).
Ни детям, ни судоремонтникам
И все-таки главное для футболистов – не количество душевых кабинок в раздевалках (минимум пять), а качество газона. Он должен быть “ровным (без выбитых мест, ямок и кочек), плотным, сплошным, однородным и одноцветным; пригодным для игры в футбол в течение всего сезона”. С последним утверждением уже вышла неувязочка, а о “ровности” полей не устают твердить тренеры самых разных команд – от лидеров до аутсайдеров. Возглавил это движение наставник “Астаны” Станимир СТОЙЛОВ. Все его послематчевые конференции плавно съезжают на одну тему: “с такими полями никакого развития не будет, и Казахстан надолго останется на задворках европейского футбола”.
Эти слова дошли до тех, кому были адресованы, только после публичной поддержки Стойлова председателем попечительского совета “Кайрата” Кайратом БОРАНБАЕВЫМ. “Мы уже не первый раз предлагали решения, но, как всегда, нас никто не послушал. На подобных полях мы играем с начала года, и это недопустимо. Обращаю внимание компетентных департаментов ФФК и ПФЛК на состояние полей по всей стране”, – написал в Instagram далеко не последний в отечественном футболе человек. Только после этого “компетентные департаменты” наконец зашевелились. Правда, всячески отрицая, что к активным действиям их побудила критика извне. Они нагрянули в Актобе, где забраковали стадион областной детско-юношеской школы олимпийского резерва, и в Атырау, запретив там играть на “Судоремонтнике”.
Низкий поклон от игроков
Вообще, “Актобе” с 2008 года каждую весну играет на арене ОДЮШОР, и все эти девять лет футбольные власти сквозь пальцы смотрели на ее несоответствие нормам. И тут вдруг чиновники прозрели. “Поле на резервном стадионе в Актобе – это не уровень премьер-лиги Казахстана. И даже не уровень первой и второй лиг”, – заявил председатель комиссии ПФЛК по допуску полей Павел ДЕМЯН. По его словам, все это время “у лиги отсутствовал механизм для регулирования вопросов, касающихся полей”. Отсутствовал, видимо, не только механизм, но и желание его наладить.
После инспекции в Западный регион глава ПФЛК Азамат АЙТХОЖИН отметил, что “к нам обратились некоторые игроки со словами благодарности за то, что на эти газоны выходить и мучить не только себя, но и болельщиков им больше не придется”. “Мы проверим все поля!” – пригрозил Айтхожин. Впрочем, логичнее было бы услышать эти слова до старта сезона. Тотальная же проверка всех стадионов может привести к тому, что чемпионат придется приостановить, пока не будет наведен порядок с инфраструктурой.
На зависть англичанам
Хорошая инфраструктура не ограничивается одним только качеством футбольного поля. Это система, создающая комфорт всем участникам спортивного действа – футболистам, тренерам, судьям, зрителям. От нее зависит количество болельщиков на трибунах.
В прошлом сезоне в Казахстане на футбол в среднем ходило менее 4 000 человек на игру. По этому показателю нас, естественно, опережают гранды европейского футбола, а также соседи как с севера, так и с юга. Зато визуально наши стадионы выглядят более заполненными, чем в Узбекистане. А если построить в стране арены наподобие исландских, нашим аншлагам позавидовали бы сами англичане.