Caravan Logo

Сильнейшая лига мира, или Куда попала казахстанская хоккеистка Булбул Картанбаева

Сильнейшая лига мира, или Куда попала казахстанская хоккеистка Булбул Картанбаева

Собственно говоря, сегодня за океаном две равноценные лиги женского хоккея. Одна из них, CWHL (Canadian Women’s Hockey League), включает в себя канадские клубы и, с недавних пор, из Китая и США, другая, NWHL (National Women’s Hockey League), – исключительно команды из Соединенных Штатов.

На последнем чемпионате мира CWHL была представлена 29 игроками, а NWHL – одиннадцатью. Впрочем, в первой и команд побольше – 12 против пяти.

Первая попытка создать структуру женского профессионального хоккея в Америке была предпринята в конце прошлого века, в 1999 году. Однако та, прежняя NWHL, просуществовала только девять сезонов. Организация хромала на обе ноги, и канадские клубы предпочли выйти из нее, чтобы образовать свою лигу. Было это в 2007 году. Женская же NHL возродилась в 2015-м в новом составе и с новым руководством.

Леди Изабель

“Метрополитэн Риветерс”, за которую будет выступать Картанбаева, изначально базировалась в Бруклине, затем переехала в Нью-Арк на тренировочный каток “Нью-Джерси Дэвилз” и сменила название (раньше команда именовалась “Нью-Йорк Риветерс”). Однако этим летом “дьяволы” и “клепальщицы” прекратили сотрудничество.

Название новой команды казахстанской хоккеистки, “Столичные клепальщицы”, отзывает в эпоху Второй мировой войны, когда женщины трудились на заводах и фабриках наравне с мужчинами, помогая фронту.

На логотипе клуба – фрагмент известного агитационного плаката тех лет. За четыре сезона “Метрополитэн Риветерс” один раз выиграли главный трофей NWHL, Кубок Изабель. Приз назван в честь леди Изабель Гаторн-Харди – дочери лорда Фредерика Стэнли, чье имя носит самая желанная награда NHL. Леди Изабель не был чужд хоккей. Она сама играла в него на рубеже XIX–XX веков.

Нет выбора

Заокеанская пресса благожелательно встретила игрока из страны, чья женская сборная занимает только 19-е место в мировой табели о рангах, а в высшем дивизионе не появлялась с 2011 года. СМИ отмечают, что в Казахстане официально зарегистрирована всего 171 девушка, занимающаяся этим видом спорта. По своим физическим данным хрупкая Картанбаева мало соответствует канадским представлениям о профессиональном игроке. К тому же, если за океаном девочки встают на коньки в пять-шесть лет, то Булбул начала заниматься хоккеем гораздо позже.

В интервью изданию “The Ice Garden” Картанбаева призналась: “Не думаю, что хоккей в Казахстане сильно развивается. Я начала, когда мне было 13 лет, что не очень хорошо для хоккея. В Казахстане девушки поступают в институт и выходят замуж. Иногда у них нет выбора и шанса реализовать свои мечты и цели в жизни”.

Булбул сама, уже будучи игроком сборной Казахстана, на время уходила из хоккея и два года занималась регби. Вернулась в 2013-м, когда в столице появилась команда “Томирис”, а вскоре вновь получила вызов в национальную сборную.

Большое разочарование

Судьбу Картанбаевой изменила встреча с известной канадской хоккеисткой Сэми Джо Смолл. Двукратная олимпийская чемпионка и четырехкратная чемпионка мира прилетала к нам в составе делегации своей страны на 25-летие установления дипломатических отношений между Казахстаном и Канадой. Бывший вратарь клуба “Торонто Фьюриз” из CWHL встретилась со столичными хоккеистками. Тогда-то Булбул написала в своем твиттер-аккаунте “I want play in USA”. Помимо этого, Картанбаева разместила в соцсетях видео со своей игрой, и летом 2017-го ее выбрал на драфте CWHL “Бостон Блэйдз” под общим 15-м номером. Правда, сразу вы­ехать в Штаты девушке, к сожалению, не удалось. Как казахи в Америке в хоккей играют

Она не получила рабочей визы, после чего вылила свое разочарование в соцсети, убеждая, что не собиралась эмигрировать в США, а просто мечтает играть в хоккей.

– Это было ужасно, – вспоминала Картанбаева в интервью заокеанским СМИ. – Мы даже звонили в МИД с просьбой о помощи, но безрезультатно. Я сдалась и перестала тренироваться на 100 процентов. Для меня это было большим разочарованием. Если бы не мама, которая верила в меня и помогала мне, я, возможно, не играла бы.

Не сдаваться

Вскоре на Картанбаеву вышла генеральный менеджер “Калгари Инферно” (CWHL) Кристен Хагг, предложив потренироваться с командой.

– Я хотела помочь ей испытать себя на другом уровне и дать ей шанс попасть в CWHL, – призналась Хагг. – Булбул приехала ко мне в июне 2018 года и провела в лагере всё лето. Когда она не смогла пробиться в команду, была сильно расстроена. Но я сказала ей, что она каталась с лучшими игроками мира и не должна расценивать свой результат как провал.

Картанбаева осталась в Канаде и провела сезон в одной из низших лиг SAWHA (Southern Alberta Women’s Hockey Association) за “Калгари Койотс”, став четвертой в команде по результативности – 8 шайб и 21 голевая передача в 19 матчах.

При этом Булбул не оставляла попыток пробиться в ведущие заокеанские лиги. Этим летом она побывала в тренировочных лагерях в Миннесоте и Баффало, а на днях было объявлено о подписании ею соглашения с клубом “Метрополитэн Риветерс”.